Частные теории обычно формализованные и логически компактные модели социальных процессов, касающиеся отдельных сфер жизни, социальных групп и институтов.

Общие теории направлены на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума. На этом уровне осуществляется анализ основных категорий, понятий и законов социологии.

Социальный факт есть всякий образ действия, фиксированный или нет, но способный прилагать к индивиду внешнее ограничение; или же всякий образ действия, общий для всего данного общества, но в то же время существующий в своём собственном праве независимо от его отдельных проявлений»

Социальный факт — единичное, общественно значимое событиеили совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни илихарактерных для определенных социальных процессов.

6) Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчинённых единой цели – получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практике управленческой деятельности.

Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии. Ведь этот процесс был связан с уходом либо уклонением от ответов на острые вопросы широкого социального звучания.

7) Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника – сов-ть спец-ых приемов для эффект-го исп-ия того или иного метода.(дневниковые записи, фотосъемка, киносъемка, работа инкогнито, включенность в группу полностью, работа через ключевого информанта)

Методика – сов-ть технических приемов, связ-х с данным методом, включая местные операции, их последов-ть и взаимосвязь. (инструкция интервьюеру, инстр-я исследов-ю)

Процедура – послед-сть всех операций, общая сис-ма действий и способов орг-ии иссл-ия (поэтапность выполнения работы).

Социолог исп-ет наряду со специ­альными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других соц-ых дисц-ин: из эконом-их, истор-их, этнолог-их, психол-их. Он должен владеть приемами статист-го анализа, иметь предст-ие о соответ­ств-их разделах мат-ки и стат-ки.

Виды социологических исследований: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разведывательные исследования, экспресс-вопрос, описательные исследования, аналитические исследования, социальный эксперимент, точечные исследования, повторные исследования, мониторинг, панельные исследования, полевые исследования и лабораторные исследования.

9) Этапы социологического исследования:

Первый этап – создание программы исследования

Второй этап — оперативно-процедурный

Третий этап — результирующий

Пилотажное исследование это пробный выход.

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

11) Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

12) Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

Обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

Определение цели и задач исследования

Логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

Формулировка рабочей гипотезы

5. определение стратегического плана исследования

6. составление плана выборки

Наши рекомендации