Социологическая концепция Г.Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. В традициях позитивистской социологии.Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты. Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе. Описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма[5] и эволюционизма[6].

Общество, как «социальный организм»

Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. Спенсеровское представление об обществе как организме позволило смыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Однако он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, а лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия. Специфические черты «социального организма», делающие его похожим на биологические системы:1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.)2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций, выполняемых отдельными частями.4. В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур. Различия социального и биологического организма:1. В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры5. Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества. Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой.

Эволюционная теория



По определению самого спенсера: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти – равновесие системы.В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:· интеграция – в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции.· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Неорганическая фаза – это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза – возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая – возникновение и развитие человека и общества. Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ. Главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции – социализация человека.

Наши рекомендации