Ключевые направления современной социологии.
Переход от классической к современной социологии выразился в следующих обстоятельства:
- появились новые редакции прежних классических направлений
- зародились совершенно новые направления социологической мысли
На этапе появления новых редакций прежних классических направлений выделяется:
- появляется нео- и постпозитивизм – неопозитивисты пытались придать позитивизму второе дыхание, то есть они продолжали развивать основные идеи позитивизма; постпозитивизм – введено понятие гиперреальности – модель современной действительности общества постмодерна. Гиперреальность – сконструированные массмедиа, это социальная реальность ничего не имеющая с действительностью.
Представители –постпозитивизма – Жан Француа Лиотар,Жан Бодриер.
- появляется нео- и постмарксизм– появляется в Австрии. Представитель – А. Гелен.
Постмодернисты развивали теорию западного общества – общества потребления
Во Франкфурте существует школа постмодернизма критической социологии (Мартин Хайдеггер, Ю. Хабермас, Х. Хоркхаймер – негативная диалектикА)
Г. Маркузе – концепция одномерного человека. Согласно концепции Маркузе, социо-культурная одномерность, одномерность мышления – необходимые производные индустриального об-ва, основанного на сциентистско-техницистских императивах, принципе "производительности", извращающих естеств. влечения и потребности человека. Потребительская ориентация, все убыстряющаяся гонка за материальными благами лишает человека социально-критического измерения. О. ч. присуще .искаженное видение мира; отчуждение, "сублимированное рабство" он воспринимает как "естеств.", желанный, единственно возможный, а иногда и как высший из всех возможных способ существования. Отвечающие интересам правящей элиты принципы и нормы индустр. об-ва кажутся ему выражением свободы и социальной справедливости. О, ч. лишен способности к радикальной оппозиции существующему режиму, полностью интегрирован в "систему".
На этапе зарождения совершенно новых направлений социологической мысли выделяется:
- структурно-функциональная социология
Представители – Г. Парсонс, Р. Мертон.
Парсонс – первый показал, что общество является цельной социальной системой.
4 разновидности социальных компонентов – ЗАДАТЬ ВОПРОС
- социология цивилизаций
Представители – О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин
Тойнби разработал концепцию циркуляции локальной цивилизации.
Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что
же Тойнби подразумевает под понятием “цивилизация”, или, другими словами,
что является “единицей измерения” исторического бытия. Цивилизации сопоставимы друг с другом; Ни одна из цивилизаций не охватывает всего
человечества; Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем
преемственность между фазами развития одной цивилизации. Проводя анализ
истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо
существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги) . На данный
момент их осталось пять (не считая две реликтовые) : Западная христианская,
Православная христианская, Исламская, Дальневосточная, Индуистская.
Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и
могут влиять друг на друга.
Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии:
Стадия зарождения – генезис.
Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах “материнской” цивилизации.
За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша
развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию
постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая как
правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада.
Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство) .
Сорокин – разработал концепцию социокультурных супер системных цивилизаций.
Свою теорию круговорота суперсистем П. Сорокин развил в работе «Социокультурная динамика».
Он различал три основных вида социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга и охватывающих одновременно много обществ – идеациональную («ideational»), идеалистическую («idealistic») и чувственную («sensate»). В основе каждой суперсистемы лежит господствующая система истин, создающая своеобразное мировоззрение, имеющее свою философию и религию, представления о нравственности и о «святости», свою литературу и искусство, свою экономику и политику.
- постиндустриальная социология
Представители – Д. Бэлл, Р. Аарон, Р. Даррендорф.
Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
- социология коммуникаций и общественного мнения
Представители – Т. Лассауэль, Дж. Хамманс, Э. Ноэль – Найман.
Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания,
выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и
характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в
первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам
действительности, представляющим общественный интерес.
Социология общественного мнения – область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного
мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие
данный тип общества) и специфические (связанные с развитостью
демократических гарантий) мнения.
Вопрос №12