Ключевые направления современной социологии.

Переход от классической к современной социологии выразился в следующих обстоятельства:

  • появились новые редакции прежних классических направлений
  • зародились совершенно новые направления социологической мысли

На этапе появления новых редакций прежних классических направлений выделяется:

  • появляется нео- и постпозитивизм – неопозитивисты пытались придать позитивизму второе дыхание, то есть они продолжали развивать основные идеи позитивизма; постпозитивизм – введено понятие гиперреальности – модель современной действительности общества постмодерна. Гиперреальность – сконструированные массмедиа, это социальная реальность ничего не имеющая с действительностью.

Представители –постпозитивизма – Жан Француа Лиотар,Жан Бодриер.

  • появляется нео- и постмарксизм– появляется в Австрии. Представитель – А. Гелен.

Постмодернисты развивали теорию западного общества – общества потребления

Во Франкфурте существует школа постмодернизма критической социологии (Мартин Хайдеггер, Ю. Хабермас, Х. Хоркхаймер – негативная диалектикА)

Г. Маркузе – концепция одномерного человека. Согласно концепции Маркузе, социо-культурная одномерность, одномерность мышления – необходимые производные индустриального об-ва, основанного на сциентистско-техницистских императивах, принципе "производительности", извращающих естеств. влечения и потребности человека. Потребительская ориентация, все убыстряющаяся гонка за материальными благами лишает человека социально-критического измерения. О. ч. присуще .искаженное видение мира; отчуждение, "сублимированное рабство" он воспринимает как "естеств.", желанный, единственно возможный, а иногда и как высший из всех возможных способ существования. Отвечающие интересам правящей элиты принципы и нормы индустр. об-ва кажутся ему выражением свободы и социальной справедливости. О, ч. лишен способности к радикальной оппозиции существующему режиму, полностью интегрирован в "систему".

На этапе зарождения совершенно новых направлений социологической мысли выделяется:

  • структурно-функциональная социология

Представители – Г. Парсонс, Р. Мертон.

Парсонс – первый показал, что общество является цельной социальной системой.

4 разновидности социальных компонентов – ЗАДАТЬ ВОПРОС

  • социология цивилизаций

Представители – О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин

Тойнби разработал концепцию циркуляции локальной цивилизации.

Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что

же Тойнби подразумевает под понятием “цивилизация”, или, другими словами,

что является “единицей измерения” исторического бытия. Цивилизации сопоставимы друг с другом; Ни одна из цивилизаций не охватывает всего

человечества; Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем

преемственность между фазами развития одной цивилизации. Проводя анализ

истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо

существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги) . На данный

момент их осталось пять (не считая две реликтовые) : Западная христианская,

Православная христианская, Исламская, Дальневосточная, Индуистская.

Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и

могут влиять друг на друга.

Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии:

Стадия зарождения – генезис.

Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах “материнской” цивилизации.

За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша

развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию

постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая как

правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада.

Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство) .

Сорокин – разработал концепцию социокультурных супер системных цивилизаций.

Свою теорию круговорота суперсистем П. Сорокин развил в работе «Социокультурная динамика».

Он различал три основных вида социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга и охватывающих одновременно много обществ – идеациональную («ideational»), идеалистическую («idealistic») и чувственную («sensate»). В основе каждой суперсистемы лежит господствующая система истин, создающая своеобразное мировоззрение, имеющее свою философию и религию, представления о нравственности и о «святости», свою литературу и искусство, свою экономику и политику.



  • постиндустриальная социология

Представители – Д. Бэлл, Р. Аарон, Р. Даррендорф.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

  • социология коммуникаций и общественного мнения

Представители – Т. Лассауэль, Дж. Хамманс, Э. Ноэль – Найман.

Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания,

выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и

характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в

первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам

действительности, представляющим общественный интерес.

Социология общественного мнения – область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного

мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие

данный тип общества) и специфические (связанные с развитостью

демократических гарантий) мнения.

Вопрос №12

Наши рекомендации