О. Конт и его роль в создании социологии.

Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и теологии.

В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику изучает естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества (географическая среда, семья) и социальную динамику изучает естественные причины и законы общественного развития.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его Согласно «Законом трёх стадий» в развитии человечества Конт различал три стадии:

Теологическую(военное господство), Метафизическую (феодальное господство;),

Позитивную(промышленная цивилизация.)

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:

историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому(от абстрактного к конкретному),

по сложности предмета исследования (от

простого к сложному),

по характеру связи с практикой. В результате основные

науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика,

химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является

наиболее абстрактной. Социология, напротив, непосредственносвязана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

4. Г. Спенсер и его основы социологии.

Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.

В основе социологических взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением:

1.Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития.

2.Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем):

1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло);

2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.);

3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.).

Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Вклад К. Маркса в становление социологии. Материалистическое понимание истории (К. Маркс «К критике политической экономии.Предисловие»).

Маркс, один из наиболее выдающихся мыслителей 20 века, стал основоположником теории марксизма. Одной из его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества.

Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения

Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному".

К. Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои. Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации.

Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и связал это с социальной структурой общества.

(1867)

В предисловии к «К к. п. э.» Маркс дал классическую характеристику материалистического понимания истории. Он указывал, что в общественном производстве люди вступают в определённые, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития производительных сил. «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания... Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

6. Основные понятия и принципы социологии Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) французский социолог. Разделял частично точку зрения позитивизма Конта, но был против биологизации социологии.

Его основной труд «Метод социологии».

В отличие от марксистской его теория являлась субъективно составляющей.

По его мнению структура социологии состояла:

-социальная морфология (строение)

-социальная физиология (жизнедеятельность)

-общая социология (законы)

В труде Э.Дюркгейма «правила соц. метода» содержится база имперических исследований.

В труде «Самоубийство. Соль.этюд» выделил 3 вида самоубийств:

-альтруистическое (самоубийство старых и слабых в простых обществах)

-эгоистическое (самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма)

-аномическое( в результате революционного изменения экономических, политических, духовных условий жизни)

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

-онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия):

-методологический (вытекает из онтологического)

Аномия– понятие, введенное в социологию Э. Дюркгеймом, и обозначающее ситуацию, при которой социальные нормы больше не определяют поведение индивидов и социальных групп, что приводит к отрицанию наиболее значимых ценностей доминирующей культуры и социальным отклонениям (девиациям).

Наши рекомендации