Конт – «верховный жрец» социологии

Опост Конт (Auguste Comte, 1798–1857) был одним из основателей новой науки об обществе, социологии. Термин «социология» вводится в контовском Курсе положительной философии (Cours de phibsophie positive. В шести томах, 1830–1842) в качестве замены ранее ис­пользовавшегося им выражения социальная физика (physique sociale).

История философии

Конт рассматривал возникновение социологии как науки с ис­торической точки зрения. Он считал, что интеллектуальное раз­витие человечества проходит три стадии: теологическую, метафи­зическую и позитивную. Конт полагал, что математика, физика и биология как науки, освободившиеся от теологического и мета­физического мышления, уже находятся на позитивной стадии, однако дисциплины, изучающие человека, все еще характеризу­ются теологическими и метафизическими спекуляциями. Конт хо­тел продвинуть их на позитивную (научную) стадию. В этом смыс­ле он становится отцом социологии как позитивной социальной науки.

Использование им слова «позитивная» (и «позитивизм») име­ет полемическое звучание. Оно направлено против теологических и метафизических спекуляций. Позитивная научная дисциплина является в понимании Конта эмпирической, объективной и ан­тиспекулятивной. Она занимается явлениями, как они нам даны, и их упорядоченными связями, которые могут быть обнаружены в ходе эмпирического исследования. Классическая механика может быть образцом позитивной науки, и социология должна, насколько это возможно, следовать этой модели. Социология должна стать социальной наукой в том же самом смысле, в каком физика явля­ется естественной наукой.

Позитивный способ мышления положителен также в смысле его конструктивности, методологичности и организованности. Как и французские сторонники реставрации, Конт считал, что идеи Просвещения сыграли отрицательную и разрушительную роль. Кри­тика традиций и властей привела не только к устранению уста­ревшей политической системы, но и к революции, закончившей­ся террором и хаосом. (Руссо и Вольтер называются докторами гильотины (docteurs en guillotine). Как и философов реставрации (в частности, Бональда и де Местра), Конта волновал нравствен­ный кризис послереволюционной эпохи. Он усматривал его при­чину в возникающем индивидуализме («болезни Западного мира»), зародившемся во времена Реформации и достигшем кульмина­ции в эпоху Просвещения. Явными симптомами этой «болезни» были такие идеи, как суверенитет народа, равенство и свобода индивида, усугублявшиеся негативным отношением к семье, ре­лигии, церкви и сообществу. Этот индивидуализм также выражал­ся и в форме «методологического индивидуализма», свойствен­ного традиции, идущей от Гоббса к Канту. Для этих мыслителей индивид являлся начальным пунктом социальной философии (см.




Глава 27. Развитие общественных наук

общественный договор), а общество понималось как объединение индивидов. Но, согласно Конту, общество не может быть низве­дено к индивидам точно так же, как линия не может быть сведена к точкам. С целью анализа общество может быть разделено только на группы и сообщества. Наиболее фундаментальной из этих групп является семья.

От консервативных сторонников реставрации Конта отличают два положения.

Во-первых, он отвергает католицизм в качестве социально ин­тегрирующей силы. Консервативные французские социальные фи­лософы хотели вернуться к прежним феодально-католическим принципам старого общества. Конт относит эти принципы к ран­ней эпохе развития человечества и утверждает, что они должны быть заменены принципом позитивизма. Позитивизм – единст­венный принцип, который может занять место, принадлежавшее ранее католицизму. Позитивизм, таким образом, предстает «объ­единяющей силой» (religion, «религией»)1 современного общества. Во-вторых, Конт более положительно оценивает естествозна­ние и основаную на нем технологию, чем сторонники реставра­ции. Следовательно, в качестве естественной науки об обществе социология могла бы, возможно, создать основу для новой эф­фективной социальной технологии. Социология должна стать ин­струментом такого управления обществом, при котором оно упо­рядочено и согласованно функционирует.

Вместе с тем, согласно Конту, социология не является на­укой в ряду других – она вершина научной иерархии. Одновре­менно она является квазирелигиозным принципом объедине­ния нового общества, аналогичным средневековому католи­цизму. Эти представления постепенно становились в учении Конта господствующими (см. Система позитивной политики, Systeme de politique positive, 1851–1854). Уравновешенный и ан­тиметафизический дух его ранних работ уступает место пылкой поддержке позитивистской «религии». На этом этапе контов-ский позитивизм представляет своего рода реставрированный католицизм, сформулированный с помощью нового и свет­ского языка. Для Конта само общество, как оно понимается

1 Этимология английского слова religion, возможно, восходит к француз­скому слову religare, имеющему значение связывать, скреплять, объединять. См. Religion. – In Webster's Third New International Dictionary with Seven Language Dictionary. - Chicago, 1986. Vol. II. - P. 1918. - B.K.

История философии

позитивной социологией, стало Величайшей Сущностью (Le Grand Etre). В конце своей жизни Конт выступает почти как основатель новой гуманистической религии, пользовавшейся значительной поддержкой. Во Франции, Англии и США даже возникли подобия «церквей», проповедовавшие эту религию.

Сторонники контовской программы научной социологии (Джон Стюарт Милль и Спенсер), как правило, игнорировали его нео­религиозные идеи из Systeme de politique positive. Однако в XIX в. основные представления Конта о социологии как «естественной науке» об обществе снискали много сторонников. Влияние этого «высшего жреца» социологии ощущается, например, в перефор­мулировке Дюркгеймом главных особенностей социологического метода (Метод социологии, Les regies de la methode sociologique, 1895). Дюркгейм лишь в незначительной мере использовал труды позд­него Конта, но существенно опирался на его Курс позитивной философии.

Значение Конта для истории социологии можно кратко выра­зить в трех положениях.

1. Он разработал программу позитивной «естественной науки об обществе», которая и сейчас все еще имеет много сторонников.

2. Он подчеркивал, что «социальные факты» могут изучаться столь же объективно, как и природные явления.

3. Он утверждал, что социологическое постижение регулярных общественных взаимосвязей открывает возможность развития но­вой социальной технологии, которая бы упростила решение со­циально-политических проблем.

Наши рекомендации