Понятие «постиндустриальное общество».
Постиндустриа́льноео́бщество — это следующая стадия развития общества и экономики после индустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.
В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
Главные отличительные черты постиндустриального общества от индустриального — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями и венчурным бизнесом. И высокая стоимость и производительность высококачественного национального человеческого капитала, генерирующего избыток инноваций, вызывающих конкуренцию между собой.
Сущность постиндустриального общества заключается в росте качества жизни населения и развитии инновационной экономики, включая индустрию знаний.
Концепция развития постиндустриального общества сводится к приоритетности инвестиций в человеческий капитал, повышению его качества, включая качество жизни, к повышению качества и конкурентоспособности инновационной экономики.
Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Функции, виды, структура социологического исследования.
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.
Функции.
- Познавательная - открывает новые знания о функционировании и развитии общества и его отдельных сфер, о сущности социальных явлений и процессов, роль человека в них, позволяет построить целостную картину реальной жизни социума, спрогнозировать его развитие;
- Методологическая - обеспечивает реализацию междисциплинарной связи социологии с другими науками о человеке и обществе, что приводит новые подходы в изучении социальной действительности, важные открытия на стыке разных научных направлений;
- Практическая - состоит в выработке практических мер по совершенствованию социальной реальности, эффективного контроля над процессами;
- Информационная - способствует получению информации о состоянии и тенденциях развития явлений и процессов общественной жизни, функционирования общностей, групп, отдельных индивидов, их потребностей, мотивов, реального и вербального поведения, общественного мнения, что формирует информационную базу познания реальности;
- Управленческая - обеспечивает социальное управление на всех уровнях функционирования социума, обратную связь между субъектами (властными, административными структурами, руководителями предприятий, организаций) и объектами (населением, отдельными социальными группами, работниками) управления, выработка научно обоснованных управленческих решений.
Виды.
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например трудовой коллектив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возраста, отличающиеся по стажу работы, квалификацией, и т. д.
Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление.
В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
Структура.
Социологическое исследование как систему формируют следующие составляющие:
Объект- любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Как считает В.А. Ядов, "объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания".
Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.
Проблема-ситуация, в которой имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологического анализа.
Метод-способ сбора, обработки и анализа данных социологического исследования.