Билет №15. Структура социологии, Функции социологии

Соц знание неоднородно и имеет свою доста­точно сложную структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения со­циальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общ­ностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межлично­стных взаимодействий. Это дает объективное ос­нование для подразделения социологической науки на такие составные части: а) общетеоретическая социологиякак макросо-циологическое исследование, направленное на выяснение об­щих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровнякак исследования меньшей степени общности, ориентированные на изучение за­кономерностей действия и взаимодействия отдельных структур­ных частей социальной системы, (на­пример, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социоло­гия, социология образования, социология политики, социоло­гия права, социология пропаганды, социология семьи, социо­логия культуры, социология труда и др.); в) микросоциология,изучающая социальные явления и процессы сквозь призму дей­ствия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структу­ре социологического знания находит свое выражение соотноше­ние общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социоло­гические исследования подразделяются на теоретическиеи эмпирические.Для теоретического социологического ис­следования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фак­тического материала в указанной области (на основе не­посредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, вклю­чая и начальный уровень обобщения.

Следует особо отличать в структуре социологии фунда­ментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологичес­кой науки, а другие — на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практи­ческих рекомендаций. И ту и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в ко­торых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три ос­новные: теоретико-познавательную, практически-политичес­куюи идейно-воспитательную.Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключаю­щим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функциипозволя­ет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, ос­новных направлениях и тенденциях, путях, формах и ме­ханизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на ос­нове внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития са­мого объекта познания этой науки — социальной действи­тельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специаль­ным социологическим теориям.

Практически-политическая функциясоциологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием со­циальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, обще­человеческих ценностей. И здесь обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосыл­ка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретиче­ских основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпириче­ские и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое зна­чение имеют в этой связи социальное предвидение, плани­рование и прогнозирование как конкретные формы реали­зации практически-политической функции социологии. Поэтому еще выделяются такие функции социологии: со­циальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

Идейно-воспитательная.Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы, слои и груп­пы широко используют социологические исследования и их результаты (нередко в средствах массовой информации) для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых целей и интересов, для обоснования своей по­литики и оправдания своей практической деятельности.

Наши рекомендации