Билет №5. Классический этап в развитии

Социологии. Социально-философская

Теория марксизма

Вторая половина XIX — первые десятилетия XX в. ста­ли для социологии классическим этапом, который харак­теризуется ее институционализацией, т. е. окончательным самоопределением, созданием классических парадигм (на­учно-теоретических моделей), ставших фундаментом соци­ологии, выделением специальных социологических теорий. Временные рамки этого этапа не бесспорны. В литературе классический этап социологии иногда начинают с О. Кон-та, довольно часто сК. Маркса, но следует учесть, что со­циологическое прочтение Маркса — как основоположни­ка социологии, теоретика социального отчуждения — было дано впоследствии (в период «марксистского ренессанса» 1960-х гг.) неомарксистами Франкфуртской школы, суще­ствующей с 1930-х гг. А Герберта Спенсера, по времени идеально вписывающегося в классический этап, иногда вме­сте с Контом относят к «протосоциологии» (предсоциоло-гии), считая, что эти ученые поставили, но не решили за­дачу перехода от умозрительной к верифицируемой, т. е. проверяемой, доказуемой теории.

Еще одна линия в развитии социологии связана с соци­ально-философской теорией марксизма,ее концепциями общественно-экономической формации, базисаи надстройки, классовой борьбы, социальной революции.Карл Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) еще с1840-х гг. про­водили, в связи со своей теоретической работой, конкрет­ные социологические исследования (анкетирование, наблюдения, анализ официальных документов и периоди­ческой печати) — о немецких виноделах, о положении ра­бочих на английских предприятиях и др. (например, рабо­та Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» 1845 г., которая является одной из первых в науке попыток конк­ретного социологического исследования, объединившего богатые эмпирические данные с масштабными теоретичес­кими выводами). Как"отмечал Ф. Энгельс, научные подхо­ды Маркса и ею самого включали собственно социологи­ческую компоненту, статистическую оценку социального процесса и его законов.

Главным фундаментальным трудом К. Маркса, в кото­ром материалистическое понимание истории получило всестороннее развитие, является четырехтомный «Капитал» (1843—1883 гг.). А впервые материалистическое понимание истории, как целостной конструкции, было разработано в совместной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1846 г.). Марксистское материалистическое по­нимание историиисходит из положения, что способ произ­водства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной систе­мы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

Теория общества, основанием которой является матери­алистическое понимание истории, признает действие мно­гих факторов. Производственные отношения— это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результата — государствен­ный строй и т. п., правовые формы, политические, юриди­ческие, философские теории, религиозные воззрения (над­стройка).

Обосновывая материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловле­но способом производства материальных благ и прежде всего производительными силами;что с их изменением ме­няется способ производства,а вместе со способом производ­ства — все экономические отношения, а затем и вся над­стройка общества.

Анализ производственных отношений дал им возмож­ность подметить повторяемость явлений общественной жизни; объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.

С созданием теории общественных формаций, разрабо­танной Марксом, появилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развития в ее реальной це­лостности как особый социальный организм. Обществен­ная формация — основа того общественного бытия, кото­рое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания социальной деятельности людей, а с другой, — сама является ее результатом. Переход от одной обществен­ной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба и социальная революция (работы Маркса: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», 1852 г.; «Гражданская война во

Франции», 1871 г.; «Критика Готской программы», 1875 г.; работа Энгельса «Крестьянская война в Германии», 1850 г.).

Социальный детерминизм Маркса — это одна из теорий, объясняющих процессы взаимодействия общества и лично­сти. Она противостоит рассуждениям об обществе и лич­ности вообще. Так, «пороки» общества детерминируются не «испорченностью» человеческой природы, а самим обще­ством.

Признание объективной неизбежности исторического процесса перехода общества от одного качественного состо­яния к другому не означает отрицания сознательной дея­тельности, участия людей в ломке старых и создании новых общественных отношений. Напротив, научное понимание объективных закономерностей развития и функционирова­ния общества создает предпосылки для действительно со­зидательной, целеустремленной деятельности человека.

В 1884 г. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой применил материалистическое понимание общественной жизни к истории первобытного общества. Эта работа Ф. Энгельса является значительным вкладом в развитие материалисти­чески трактуемой антропологии.

Роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии социологии еще требует уточнения и переосмысления, освобождения от идеологических подходов и предубеждений.

Наши рекомендации