Сущность теории соц-ного действия М.Вебера
Важнейшей составляющей учения М. Вебера является теория социального действия. В ней автор разработал концепцию идеальных типов, представляющих собой некие модели того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В качестве идеальных типов выступают моральные, политические, религиозные и др. ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.
М. Вебер выделяет следующие типы социального действия: целерациональное ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
Целерациональное действие предполагает осознание цели, средств ее достижения, возможной реакции других людей.
Ценностно—рациональное действие основывается на сознательной вере в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.
Аффективное действие совершается под влиянием аффекта, т.е. бессознательного психологического импульса или чувства.
Традиционное действие осуществляется на основе традиций, привычек.
В этой классификации выделены не все возможные типы действий, но наиболее характерные. В них степень осознанности возрастает от аффективного и традиционного к ценностно-рациональному и целерациональному. Каждое из этих действий имеет свои признаки, в частности, мотивацию. В реальной действительности обычно используются все типы идеальных действий. Причем М. Вебер утверждал, что в историческом процессе развития общества растет степень рациональности социальных действий. Особенно наглядно это видно на примере развития капиталистической формации: рационализируется способ ведения хозяйства; рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры; рационализируется образ мышления людей и образ их жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по М. Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности.
Использование целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых позволяет построить идеальный тип государства — правовое государство. Его функционирование предполагает рациональное взаимодействие интересов граждан, подчинение всем законам, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Такая конструкция государства не всегда совпадает с реальной действительностью, по, несомненно, представляет большой теоретический интерес.
Признаки стратификации
В каждом обществе сущ своя система стратификации.
Страта – слой, совокупность групп, имеющих различный доступ к соц-ным благам, в силу их неодинакового положения в соц-ной иерархии.
2 вида: закрытая и открытая.
В обществе выделяют 3 класса (страты): высший, средний, низший.
Признаки выделения классов: род занятий; источник и размер дохода; р-н проживания; тип жилища.
54. Сущность экон соц-гии
Социолог изучает социальное в сфере экономики субъектов, носителей экономических отношений, их взаимодействие, ролевое поведение, организационно-нормативные формы его закрепления, социальные механизмы, вызывающие функционирование: развитие в экономике.
Социологический подход рассматривает человека как субъекта экономических и социальных процессов.
Экономическое сознание — это взгляды, потребности, интересы, идеи, представления, настроения, убеждения относительно экономических процессов и явлений, собственного социально-экономического положения, о видах занятий, трудовой деятельности, ее вознаграждении, отношении к профессии, о продвижении по службе и о возможностях социального перемещения, об отношении к собственности, о возможностях экономической самостоятельности и другие.
По состоянию экономического сознания можно судить об уровне зрелости социальных групп, о понимании собственных экономических интересов и потребностей, об их отношении к новациям в экономической сфере, о готовности участвовать в новых формах хозяйственной деятельности. Изучение экономического сознания и поведения предполагает выявление отношения к направлениям и формам экономических преобразований, к путям выхода из экономического кризиса, отношения к рынку, развитию предпринимательства, приватизации, ценообразованию, личному благосостоянию и др.