Сущность соц-ного эксперимента
Социальный эксперимент — метод сбора информации о характере и специфике изменений показателей деятельности и поведения работников под воздействием заданных и управляемых факторов. Он проводится с целью проверки действенности внедряемых форм жизнедеятельности коллектива, апробирования новых способов управления развитием социальных процессов. Социальный эксперимент очень близок к наблюдению. Отличие эксперимента от наблюдения заключается лишь в активном воздействии исследователя на исследуемую ситуацию. Аналогично наблюдению социальный эксперимент бывает двух видов: лабораторный и полевой. Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях. Положительным в социальном эксперименте является то, что исследователь в нём занимает активную позицию. Создавая определённые условия, он имеет возможность полнее учитывать определяющие факторы, чётко определять их влияние на объект исследования; устанавливать причины возникновения и изменения социальных явлений за счёт раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Социальный эксперимент необходимо проводить очень осторожно, т. к. можно прийти к изначально ложным выводам. Отрицательным в использовании социального эксперимента является то, что специально создаваемые условия могут нарушить естественность протекания изучаемого социального явления.
Классификация вопросов, используемых при анкетировании и интервьюировании
Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков, содержанию, функциям, структуре и форме.
По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы -вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу этих событий.
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сломать лёд».
В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.
Веер возможных ответов должен исчерпывать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а также ответы типа пне знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.
Выделяют три разновидности закрытых вопросов:
- «да — нет»;
- альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;
- вопросы-меню, позволяющие респонденту выбирать одновременно несколько ответов.
Выбор ответа из веера предложенных вариантов предполагает возможность одновременного сотрудничества в нескольких названых формах.
По форме различают прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В косвенных вопросах ситуация задается, предполагается. Преимущество косвенных вопросов состоит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций.
Структура общества
Структура общества — это способ взаимосвязи его компонентов, социальных общностей, социальных институтов личностей.
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессионально-культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосрсдованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.