Сущность соц-гии труда и управления
Социология труда — это раздел социологической науки, изучающий социальные закономерности взаимодействия людей со средствами производства и предметами труда, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности.
Объектом исследования социологии труда выступает сфера социальной реальности на производстве, социальные явления в процессе труда, а предметом — социальные законы и закономерности процесса труда, механизм действия и формы их проявления.
Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения.
Рынок труда — это составная часть структуры рыночной экономики, которая функционирует в ней наряду с другими рынками: сырье, материалы, товары народного потребления и услуги, жильё, ценные бумаги и др.
Мотивация трудовой деятельности представляет внутреннее состояние человека, внешнее же проявление его отношения к труду выражается в трудовом поведении, в определенной социальной активности.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией общества. Ранее оно заменялось термином «стимулирование».
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних ученых, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
Способы мотивации труда: материальное стимулирование; совершенствование организации труда; улучшение качества рабочей силы; вовлечение персонала в процесс управления; неденежное стимулирование.
Социология управления — это отрасль социологии, изучающая социальный аспект управленческой деятельности.
Отличительной особенностью социологии управления является то, что объектом её исследования выступает организованная деятельность людей. Это деятельность людей, объединённых в одну структуру, подчиняющихся правилам, нормам организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Предметом исследования социологии управления является вся совокупность социальных явлений и процессов в организации.
Проведение социальной диагностики предприятий позволяет выявить социальные факторы, определяющие жизненно важные позиции организации. Знание последних необходимо для своевременного принятия мер по нормализации и повышению эффективности функционирования организации.
Сущность соц-гии культуры
Культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы.
В современных условиях культура — не просто научное понятие, нуждающееся лишь Духовная культура — результат развития духовной жизни, продукт человеческого творчества, само производство ценностей и систем соответствующих культурно-просветительских учреждений, Это понятие охватывает не только уже созданные ценности, но и сам процесс их производства, распределения и потребления.
С позиций социологии фиксируется три основные сферы проявления человеческой культуры, Во-первых, отношение человека к окружающей природе. Во-вторых, культура — отношение людей друг к другу. В—третьих, культура — отношение человека к самому себе.
Одним из основных элементов культуры является язык — первооснова любой культуры. Язык играет важную роль ретранслятора культуры, поскольку культура распространяется и жестом, и обрядом, и мимикой, и танцем. В современных условиях язык выступает лишь средством коммуникации, т. е. средством взаимодействия социальных субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения.
Убеждения и знания — основные элементы культуры, и не только национальной.
Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро.
В Украине социология культуры развивается как часть региональных социологических исследований. Перед ней поставлены конкретные задачи, которые выступают актуальными проблемами самой социологии культуры. Наиболее важные из них: научное обоснование оптимальных пропорций и темпов развития культуры в Украине, обоснование наиболее эффективных путей развития культуры в отдельных регионах Украины, комплексное исследование духовных потребностей: интересов и запросов населения регионов, специфики путей и средств целенаправленного подхода к развитию культуры, разработка планов и программ культурного развития отдельных регионов. могущих быть отнесенными к государственной культурной политике.
Первоначально ценностное отношение возникает в процессе жизнедеятельности людей, определяясь биологическими и социально-экономическими потребностями. Но в процессе практики определяется культурный слой, и для человека все большее значение приобретает самосознание, самоутверждение, жизнь со смыслом, над утилитарными ценностями надстраиваются ценности более высокого порядка — ценности культуры. Они формируются в ходе относительно самостоятельного развития культуры и обладают относительной автономией. Ценности культуры наличия бытия — сгусток, итог исторического опыта человечества. Ценности справедливости, красоты, свободы выстраданы человечеством. Они возвышаются над повседневной практикой, относительно независимы от нее, сами активно воздействуют на формирование ее целей, мотивов и выбор оснований. Чем большим полем культуры овладел индивид, тем в большей степени сформировавшиеся в его сознании ценности соответствуют сущности человека и прогрессивного развития общества.
Сущность механизма воздействия культуры на личность состоит в том, что потребление культуры становится культурным потреблением, т. е. по существу производством самого человека как субъекта культурно-исторического творчества.