Количественные соц-кие методы в труде журналиста: контент-анализ.
К числу наиболее распространенных кол.-ных методов относится контент-анализ. Причина его популярности в том, что он не требует глубоких математических знаний. В социологии он используется для изучения документов – то же возможно и для журналистики. В частности он применяется для самонаблюдении в редакционном коллективе (н-р, для изучения содержания публикаций, читательской почты и др.) и подготовке материалов на основе большого массива документов.
Появление контент-анализа связывают с именем американского политолога и публициста Г. Лассуэла. Во время 2 Мировой Войны этот метод широко применялся в США для изучения пропаганды и в целях разведки. Учебник Б. Берельсона «Контент-анализ в ком.-ных исследованиях», вышедший в 50-е годы в США, до сих пор является наиболее полным трудом по практике применения метода.
В основе традиционного изучения документов лежит механизм понимания текста: логическое построение направлено на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Однако при этом возникает опасность субъективной интерпретации текста. Контент-анализ (или «формализованный метод») позволяет преодолеть субъективизм трад-го метода. Смысл работы заключается в нахождении таких св-в и черт документа, к-е отражали бы существенные его стороны. Контен-анализ эффективен, когда необходимо обеспечить высокую точность показателей, исследовать обширный несистематизированный материал (н-р, подшивка газеты), требуется суммарная оценка документальной инф-ции.
Процедура формализованного анализа начинается с выделения двух параметров: «смысловых» (качественных) единиц и единиц счета. Главной смысловой единицей счета может стать социально значимая тема или идея. Н-р, при изучении роли газеты в распространении технических знаний к смысловым единицам могут быть отнесены публикации, в к-рых прямо или косвенно говорится о достижениях техники. Выбрав смысловую единицу, определяют единицу счета. Она берется из различных систем – н-р, из с-мы «время – пространство». В этом случае за единицу счета принимают число строк, знаков, сантиметров газетной площади, минут вещания в эфире и т. д.
С помощью контент-анализа можно получать на один или сразу несколько вопросов:
что, где, когда, с каким эффектом? Сложность программы зависит от х-ра изучаемого материала, цели и фантазии самого исследователя.
16. Количественные соц-кие методы в труде журналиста: выборочное исследование. Наиболее важный прием измерения в социологии – выборочное исследование. Таких приемов в социологии, а также в статистике довольно много. Но все-таки центр. Место принадлежит процедуре выборки.
Выборочное исследование – это процесс отбора наблюдения. Логика вероятностного выборочного исследования предполагает произвольную выборку – позволяет исследованию сделать сравнительно немного наблюдений и сделать обобщения относительно более широкого круга населения.
Произвольная выборка – это точная научная процедура. В ней нет ничего случайного. Существуют особые методы, к-е позволяют нам определять или контролировать вероятность того, что определенные лица будут выбраны для изучения. Н-р, бросание монеты для выбора между двумя лицами дает каждому равную вероятность (50 %) выбора.
Если бы все население было одинаковым во всех отношениях (демографические хар-ки, склонности, опыт, поведение и т. д.) не было бы необходимости в тщательной процедуре выборочного исследования. В таком случае любой отбор был бы достаточен.
Термин «репрезентативность» не получил точного научного определения, но он имеет разумное значение, к-е делает его полезной идеей в обсуждении выборочного исследования. В контексте данной темы под репрезентативностью имеется в виду, что отбор будет представлять всю изучаемую совокупность людей, если его хар-ки тесно приближаются к таким же хар-кам населения.
Основным принципом вероятностного отбора является то, что отбор будет представлять население, из к-го он выбирается, если все люди имеют равные шансы быть выбранными. Ра змер сделанного отбора влияет на степень репрезентативности.
Выборочный отбор дает 2 особых преимущества:
1) Вероятностные отборы, хотя они никогда не являются совершенно репрезентативными, обычно репрезентативны, потому что удается избежать смещений;
2) Самое важное – теория вероятности позволяет оценить точность, или репрезентативность отбора.
Обсуждение теории и практики отбора включает в себя ряд технических терминов.
Элемент– это та единица, о к-рой собирают инф-ю и к-я представляет основу анализа. Обычно в исследовании элементы – это лбди или определенные типы людей.
Популяция – это теоретически определенная совокупность изучаемых элементов.
Изучаемая популяция –это та совокупность элементов, из к-х создается выборка.
Единица выборочного исследования –это элемент или набор элементов, рассматриваемый для выбора на какой-то ступени выборочного исследования. В простом одноступенчатом отборе единицы выборочного исследования такие же, как элементы.
Структура выборочного исследования –это действительный список единиц, из к-го создается выборка или какая-то стадия выборки. Н-р, в одноступенчатых исследованиях структура выборочного исследования – это просто список изучаемой популяции. Если простая выборка студентов строится на основе студенческого списка, то он и является структурой.
Единица наблюдения или единица сбора данных– это элемент или совокупность элементов, из к-х собирается инф-я.
Переменная –это набор взаимоисключающих качеств: пол, возраст, проф-ный рост и т. д.
Статистика – это суммарное описание данной переменной в выборке.
Ошибка выборочного исследования.
Методы вероятностного отбора редко, если когда-либо вообще, дают статистику, точно соответствующую параметрам, для оценки к-х они используются. Теория вероятности, однако, позволяет оценить степень ожидаемой ошибки для данной выборки.