Методы, не включаемые в число экспериментальных. Контент-анализ.

Неэкспериментальные методы в психологии: наблюдение, беседа, опрос, тесты.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится входе полевого иссле­дования и широко применяется в этнопсихологии, психологии раз­вития, социальной психологии.

Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных за­висимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обоб­щенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному пла­ну. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведе­ния (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение. В первом слу­чае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все осо­бенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на опреде­ленные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.д.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с исполь­зованием наблюдательных приборов и средств фиксации результа­тов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в про­цессе наблюдения либо отсроченно.

Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые зна­ют о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отно­шение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюде­ние, "разоблачение" исследователя, может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скры­ваются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуля­ций.

Беседа — специфичный для психологии метод исследования че­ловеческого поведения, так как в других естественных науках ком­муникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Диалог между двумя людьми, входе которого один человек выявля­ет психологические особенности другого, называется методом бесе­ды. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Термин клинической беседы закрепился за способом исследования целостной личности, при котором входе диалога с испытуемым исследователь стремится полу­чить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

Для проверки частных гипотез исследователь может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа пре­вращается в клинический эксперимент.

Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Контент-анализ (англ. contentanalysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

62. Психологическое исследование, его этапы, содержание, характеристика.

Психологическое исследование− это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1. Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

Этапы психологического исследования

1. Подготовительный 1. Необходимость решения определенной проблемы. Изучение литературы по данному вопросу 2. Формулировка задачиицелейисследования 3. Определение объектаипредметаисследования 4. Выдвижение гипотезы(возможный ответ на вопрос, заключенный в проблеме) 5. Подбор методовисследования в рамках определеннойстратегиии в соответствии с основнымиметодологическимипринципами 6. Отбор методикисследования
2. Исследовательский Сбор фактических данных с помощью различных методов и методик.
3. Этап обработки данных исследования Количественный и качественный анализ данных исследования:
  • анализ каждого зафиксированного факта;
  • установление связей «факт- гипотеза»;
  • выделение повторяющихся фактов;
  • вариационно-статистическая обработка;
  • составление таблиц, построение графиков и др.
4. Этап интерпретации данных исследования Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования. Интерпретация данных и формулирование выводов и рекомендаций. Создание коррекционных программ.

Наши рекомендации