Общая характеристика опроса и его особенности.
Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками.
Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.
Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности; 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Такие рупоры общественного мнения, как “Гэллап”, “Харрис” и “Си-Би-Эс Ньюс”, используют небольшую выборку респондентов: примерно 1500 респондентов отражают мнение 240 млн. американцев.
Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – все это имеет немаловажное значение.
Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса. При опросе, проведенном “Нью-Йорк Тайме”/“Си-Би-Эс Ныос”, выявилось, что только 29% респондентов высказалось в поддержку конституциональной поправки о “запрещении абортов”. Однако отвечая на последний вопрос той же самой анкеты, уже 50% респондентов сказали, что они поддерживают поправку о “защите жизни неродившихся детей”, что по сути равнозначно запрещению абортов. Время от времени политики используют такую тактику для достижения собственных целей. К примеру, вопрос, начинающийся со слов “Я согласен с тем, что кандидат X...”, гораздо чаще вызывает положительный отклик, чем вопрос, сформулированный следующим образом: “Считаете ли Вы, что кандидат X...”
Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с ее точностью. Поскольку данные, сообщаемые индивидами при опросах, непосредственно их касаются, то они могут ненамеренно или бездумно предоставлять искаженную информацию. Например, они могут скрывать или искажать информацию потому, что, если бы они сказали правду, они бы чувствовали, что находятся под угрозой или что их самоуважение понесло урон. Более того, многим людям не хватает самопонимания для того, чтобы дать ответы на некоторые типы вопросов. По меньшей мере, 10% населения из-за недостаточной грамотности не могут понять даже простейшие вопросы. И наконец, от 20 до 70% людей, получивших анкеты или опросные листы по почте, просто не утруждают себя их заполнением, что также искажает репрезентативность выборки. (Волков)
13. Характеристика основных разделов программы социологического исследования.
1.Формулировка проблемы.
2.Определение цели, задач, объекта и предмета исследования
Задачи: основные и дополнительные.
Объект - носитель той или иной соц. проблемы, люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Предмет включает все стороны и св-ва объекта, которые выражают исследуемую проблему( Пример: причины неуспеваемости в вузе).
3. Логический анализ основных понятий.
Структурирование основных понятий. Результат этой процедуры - теоретическая модель предмета исследования (ТМ).
ТМ - совокупность абстрактых объектов, кот. описывают проблемное поле, попавшее в сферу вашего теоретического интереса.
ТМ связывают в единое целое:
а) одни понятия с другими
б)одни факты с другими
в)факты и понятия вместе
4. Выдвижение гипотез. Самый важный и сложный раздел программы исследования!!
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования.
5. Определение выборочной совокупности.-БИЛЕТ №16 по совместительству
Виды совокупности:
а)генеральная совокупность - множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.
б)выборочная совокупность - уменьшенная модель ген. совокупности; те люди, которые представляют объект исследования, т.е. те люди, которых опрашивает социолог.
Типы выборки:
а)сплошная ( переписи, референдумы)
б)случайная:
-вероятностная
-систематичная
-районированная
-гнездовая
в)неслучайная:
-"стихийная"
-квотная
-метод "основного массива"
Структура выборки - процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность (если в генеральной соокупности, к примеру, 30% молодежи, 50% среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые пропорции).
Объем выборки - количество единиц выборочной совокупности.
Репрезантивность - свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.
Ошибка репрезантивности - расхождение между двумя совокупностями - генеральной и выборочной.
Ошибка выборки - отклонение средних характеристик выборчной совокупности от средних характеристик генеральной.
Ошибки выборки:
а) случайные
б) неслучайные (систематические)
Способы избежать ошибки:
- каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку
- отбор желательно проводить из однородных совокупностей
- знать характеристики ген. совокупности
- при составлении выборки надо учитывать случайные и систематические ошибки
6. Составление инструментария
7. Полевое обследование - иследование методом непосредственного наблюдения за людьми в реальной жизни (информация точнее и достовернее, чем при опросе, зато непрезентативна).
8.Обработка и интерпретация полученных данных.
9. Подготовка научного отчета.
Экспертный опрос
Опрос специалистов — особая разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают "ловушки", так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем.
Как правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных СОЦИАЛЬНЫХ явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.
Важный момент: отбор экспертов прежде всего по уровню их компетентности, (численность и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями) и далее — предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в их пользу.
Тема опроса четко обозначается в строгих формулировках, задачи исследования также должны быть ясно сформулированы, подчеркивается важность именно персонального мнения специалистов (в массовых опросах, напротив, подчеркивают, что мнение опрашиваемого учитывается в рамках общей статистики). Для ответа на каждый вопрос оставляется достаточно пространное поле, анализ данных скорее качественных, чем количественных.
Один из вариантов техники экспертного опроса ("метод Дельфы") — неоднократное обращение к экспертам, вначале — для выявления существа позиций, а затем — для оценки уровня согласованности мнений по наиболее важным пунктам. После первой экспертизы высказанные оценки предлагаются для упорядочения по уровню правдоподобности, вероятности, достоверности, приоритетности.
Типичная логика развертывания экспертного опроса такова: (1) указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста; (2) сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация; (3) информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме; (4) формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы; (5) оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта; (6) дополнительные замечания, комментарии, предложения.