Общая оценка возможностей метода опроса

Как уже говорилось, при изучении субъективных состояний людей, мотивации, мнений и отношения к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами сбора данных.

Интервью дают более глубокую и развернутую панораму субъективного мира опрашиваемых, анкетные опросы — массовую представительную картину. Целесообразно, как это делают многие советские и зарубежные исследователи, комбинировать анкетный опрос (в том числе почтовый) и интервью в одном исследовании. Для интервью отбирают 5-6% из тех, кто подвергается анкетному опросу. Выборочное интервьюирование опрошенных по анкете дает возможность (а) проверить обоснованность и надежность анкетных сведений и (б) углубить интерпретацию данных в целом.

Сочетание опроса и наблюдения повышает достоверность информации, присовокупление к этим материалам документальных свидетельств делает ее еще более убедительной.

Интервью и анкетные опросы могут быть вполне использованы как единственный источник данных. И конечно, использование опросных методов - важный канал изучения общественного мнения разных слоев населения нашей многонациональной страны, а без изучения общественного мнения немыслимо научное регулирование социальных процессов.

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

В социологическом исследовании объектом изучения является социальная группа, некоторая социальная общность. Но очень часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах - их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления - существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также потому, что современная наука развивается на междисциплинарной основе, социологи активно используют методики, разработанные в психологии.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные в социологическом исследовании процедуры, заимствованные у психологов. Все их можно было бы назвать тестами, одни из которых меряют личностные, а другие — групповые свойства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов.

По предмету исследования можно выделить три класса тестов: (а) обще-личностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности, (б) личностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т.д.) и (в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного "давления" группы на ее членов и др.

Общие особенности психологических тестов определяются предметом изучения и спецификой применяемой техники [60, 157, 234, 235]. С точки зрения технических приемов обычно выделяют четыре разновидности тестов: (а) так называемые объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания, например измерение кожно-гальванического рефлекса служит индикатором эмоционального состояния; (б) опросные методики или субъективные тесты, как, например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела. Эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения (так, один из индикаторов общей тревожности в тесте Айзенка: "Часто ли Вас беспокоит чувство, что Вы чем-то хуже других?" (в) тесты "с карандашом и бумагой", например для диагностики внимания — вычеркивание определенных букв в тексте ("корректорский тест"), или вычерчивание оптимального выхода из лабиринта (оценка некоторых свойств интеллекта) и т.д.; (г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например, активно используемая в практике советских психологов методика ГОЛ - групповой оценки личности.

Непременная особенность тестовой методики — многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики. В сущности, тест представляет серию испытаний, по совокупному выполнению которых определяется степень выраженности данного свойства.

Тестовые показатели всегда относительны. Точка соотнесения итогового балла (индекса) определяется статистически на значительной группе испытуемых (обычно около 200—300 лиц). Например, для тестирования свойств памяти определяют статистически устойчивый показатель наибольшего и наименьшего числа запоминаний тестового материала. Наименьший показатель по базовой группе становится исходным пунктом. Измерение свойств памяти данного субъекта всегда соотносится с базовыми точками отсчета.

Любой тест может быть применен только к группам испытуемых, которые аналогичны базовой - той самой, на которой отрабатывались тестовые задания. Для измерения одного и того же свойства (например, уровня импульсивности), но в разных половозрастных или социальных группах при сохранении общего принципа используются специфические наборы заданий.

С тем же требованием - быть адекватным изучаемому объекту - связана адаптация тестов, первоначально разработанных в иных социально-культурных условиях. В вербальных процедурах это касается и непосредственно языковых проблем. Простой перевод на другой язык часто искажает не только смысл пункта, но и его "вес" в общей шкале. Замена данного пункта другим ведет опять-таки к изменениям в корреляционных связях с другими пунктами, Поэтому адаптация разработанного теста — сложная исследовательская работа.

Например, предпринятая нами совместно с каунасскими коллегами адаптация теста Д. Дженкинса на измерение поведенческой активности заняла более года и включала следующие операции: перевод пунктов опросника, образующего тестовое задание, с языка оригинала на русский, а затем - независимо выполненный обратный перевод с русского на язык оригинала; сличение текстов и устранение несогласованностей с точки зрения смысла и содержания пунктов; замена отдельных пунктов, не отвечающих нашим условиям, другими, аналогичными по смыслу испытания; проба теста на массовой выборке (до 100 человек) и выбраковка неработающих пунктов; замена этих пунктов аналогичными и новая проба; согласование итогового варианта с автором теста Д. Дженкинсом и окончательная проба вопросника; определение "весов" каждого пункта применительно к нашим условиям путем сопоставления с другой процедурой и путем факторного анализа данных опросника.

Обоснования надежности теста можно искать, как это обычно принято, в корреляции с другими показателями, измеряющими то же свойство, и с данными, измеряющими частные составляющие данного свойства. Но важнейшие критерии обоснования содержатся в теоретическом представлении об объекте исследования.

В основе любой психодиагностической процедуры — некоторая концепция личности, определенная "модель" человека. Последняя, будучи органически связанной с общей мировоззренческой позицией психолога, может существенно искажать реальность, преувеличивая или преуменьшая значение определенных свойств целостной, деятельной личности. Так, в бихевиористской модели человека подчеркиваются поведенческие черты, в психоаналитической — особенности подсознания, в когнитивистской — свойства рассудка и т.д. [292, с. 26—27]. Психологи-марксисты, прибегая к общеличностным тестам, считают, что это — подсобный инструмент изучения психических свойств личности, каковая - продукт социальных условий, и поэтому исследование личности не может быть успешным без анализа конкретных социальных ее проявлений. Но именно последние не фиксируются общеличностными тестами. Значит, обращаясь к общеличностным тестам, психолог учитывает их ограниченность, соответственно интерпретирует полученные результаты, тогда как неспециалист (в том числе социолог) подчас склонен принимать эти результаты на веру, как таковые, некритически.

Следует также помнить, что обычно тест имеет так называемый "ключ", т.е. сопровождается инструкцией, в которой указаны правила итогового шкалирования по тесту. Неопытный исследователь может принять за "ключ" весовые характеристики пунктов, часто указываемые в литературе. Но работа с тестом предполагает определенный порядок соотнесения пунктов по их "весам", причем в разных тестах - разную. Не зная "ключа", пользоваться тестом нельзя.

В целом же применение общеличностных тестов в социологических исследованиях представляется нам не вполне целесообразным, тогда как использование диагностических методик для выявления особых личностных свойств и тем более - групповых вполне правомерно. Так, И.С. Кон детально анализирует соотношение общесоциальных, социально-экономических и исторических, частносоциальных (связанных с особыми обстоятельствами деятельности индивидов) и индивидуально-психологических факторов, влияющих на становление личности, формирование самосознания, регуляцию социального поведения [118]. Имеется немало примеров успешного использования психодиагностических методик в комплексных социолого-психологических исследованиях. Так, при изучении факторов, способствующих развитию деловой ответственности, К. Муздыбаев показал, что как общеличностная черта ответственность существенно уступает в своей регулятивной силе осознанной целенаправленной ответственности, формируемой всей системой действующей организации труда работников [163].

Особенно полезны в социологических исследованиях групповые тесты. Они весьма широко применяются в практике советских и зарубежных социологов, особенно при изучении отношений в коллективах, в прикладных исследованиях широкого диапазона.

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА

Особенность проективных процедур в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию [232]. В интерпретации итогов проективного теста большая нагрузка падает на теоретическую модель, используемую интерпретатором.

Первоначально проективные процедуры (в большинстве связанные с методом опроса) применялись психиатрами для выявления скрытых, несознаваемых субъектом расстройств. Прямое отношение этой процедуры к традициям психоанализа создало ей дурную репутацию среди советских психологов.

Однако в послевоенные годы проективные методики получили как бы второе рождение вне всякой связи с психоанализом и клинической практикой. Дело в том, что отношение людей к явлениям внешнего мира всегда обусловлено их потребностями, образом мыслей и чувствования. Восприятие внешнего мира субъектом - это не вполне то же самое, что реальный объективный ход событий. Одни и те же явления имеют для разных людей разное личностное значение.

Примеры проективных методик многообразны. Рассмотрим одну из них — тест семантического дифференциала, разработанного в середине 50-х годов Ч. Осгудом. Этот тест хорошо зарекомендовал себя в исследованиях эмоциональных отношений людей к смыслу тех или иных понятий, суждений [314].

общая оценка возможностей метода опроса - student2.ru

Испытуемому предлагается последовательно высказать свое отношение к заданному объекту или понятию (например, "работа") по целому набору полярных семичленных шкал (схема 22).

Если испытуемый положительно относится к объекту, его оценки будут сосредоточиваться ближе к позитивному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при сопоставлении данных по нескольким объектам, отнюдь не по абсолютному значению суммарных оценок.

Шкалы могут быть весьма конкретными или же связанными отдаленной ассоциацией. Осгуд применял оба способа одновременно. Полюса, специально отобранные для термина "работа", например, таковы: приятное - неприятное, трудное — легкое, свое — чужое, главное — второстепенное и т.п.

В качестве полюсов шкал, неконкретизированных к данному случаю, Осгуд использовал 20 пар терминов, предварительно отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оценивания. Он выделяет в этих 20 парах три ведущих фактора: "отношение", "сила", "активность". В числе итоговых шкал следующие: жестокий — добрый, кривой — прямой, мужской — женский, разболтанный — пунктуальный, активный — пассивный, вкусный - безвкусный, неудачный — удачный, твердый — мягкий, умный - глупый, новый — старый, хороший - плохой, слабый - сильный, важный - не имеющий значения, острый — округлый, хладнокровный — восторженный, ложный — правдивый, бесцветный - красочный, обычный - необычный, красивый — безобразный, медленный — быстрый.

Например, мы хотим выяснить, как отличаются отношения к разным понятиям у одного лица. Эти понятия: "работа", "досуг", "отдых", "занятость" и т.п. Работа с тестом включает следующие стадии. После заполнения всех шкал (20 или меньше) на каждое понятие материал готов для анализа.

Используем так называемый показатель "дистанции" (D) между двумя понятиями. Для этого (1) вычислим различия оценок для двух понятий (работай досуг) по каждой шкале в отдельности. Получим, например, различия (d): 1,3,4,0,4,2,5,0. . .(2) Возведем разности по шкалам в квадрат (d2): 1,9, 16, 0,16,4,25,0 ... (3) Суммируем квадраты разностей по всем шкалам ( общая оценка возможностей метода опроса - student2.ru ): 1 + 9 + 16 + 0 + 16 + 4 + 25 + 0 ... (4) Наконец, извлечем квадратный корень из суммы квадратов разностей по всем шкалам( общая оценка возможностей метода опроса - student2.ru )

общая оценка возможностей метода опроса - student2.ru

Полученная величина (D) - есть показатель различия отношений к двум сравниваемым понятиям (объектам). Последовательно произведем ту же операцию со всеми парами понятий и составим матрицу, где в точках пересечения запишем значения дифференциала двух смежных объектов оценивания (схема 23).

общая оценка возможностей метода опроса - student2.ru

Если, например, D1.2 , т.е. дифференциал восприятия понятий "работа" и "досуг", будет равен 5, 6, а D1.4, т.е. "работа" - "занятость", составит 0,3 и в то же время D2.4, т.е. "досуг" - "занятость", равен 3,2, то отсюда следует, что данный субъект (или группа при суммарном анализе на группу) воспринимает работу очень близко к смыслу "занятость" и совершенно не так, как "досуг", но досуг слабо ассоциирует с занятостью, т.е. воспринимает его скорее в качестве рекреации. Могло бы быть и иначе: высокие значения дифференциала "работа" - "досуг", но близкие между работой и занятостью, досугом и занятостью, что говорило бы о насыщенности, напряженности и работы и досуга в субъективном восприятии.

Тест Осгуда пригоден также для того, чтобы определить численные величины сравнительной симпатии (благожелательности) или антипатии к каждому из предложенных объектов. Для этого достаточно подсчитать среднюю по всем шкалам оценку данного объекта данным испытуемым.

Так, в исследовании по методике Т. Дридзе [105, с. 197] семантический дифференциал использовался для ранжирования политических терминов, которые часто употребляются в газетных текстах ("демократия", "диктатура", "почин", "инициатива", "прогресс", "сосуществование"…). Авторы исследования определили, какие термины вызывают более положительное (или относительно отрицательное) эмоциональное отношение у читателей. Практически эти данные могут быть использованы для отбора адекватного словаря в информационных материалах.

Тест позволяет рассчитывать не только дифференциалы, но и корреляции между средними значениями оценок данного объекта по предложенным шкалам, При этом шкалы могут быть узкоспецифицированы применительно к объекту оценивания, что обосновывается с помощью судейства.

Подсчитывать средние по сумме шкал можно и на группу (подвыборку), точно так же, как подсчитывать средние значения дифференциалов.

Хорошо известны общеличностные тесты, основанные на "прочтении" ассоциаций, вызванных графическими изображениями. Это тесты Роршаха и ТАТ. Первый использует максимально неопределенную предметную ситуацию. Испытуемому предлагают 10 карточек с изображением различных конфигураций, выполненных с помощью зачерненных пятен ("абстрактная картинка"). Он должен ответить на вопрос: "Что бы это значило?". Сами по себе эта изображения ровно ничего не обозначают. Но испытуемый пытается придать им какой-то смысл и начинает фантазировать. По совокупности описаний каждой из 10 "картинок", целиком построенных на ассоциациях и воображении, исследователь старается определить доминирующие мотивы, эмоции, скрытые импульсы отношения к действительности.

Другой пример - ТАТ, или тематическая оценка сюжета. Предлагаются реальные картинки - графические изображения, сюжеты которых варьируют от вполне недвусмысленного до весьма неопределенного. Испытуемый должен сочинить рассказ по картине подобно тому, как это делают школьники первого класса, у которых учитель стремится развить воображение. Оценка итогов теста опять-таки сводится к выявлению господствующих эмоций, скрытых импульсов-, беспокойств, доминирующих отношений к реальности.

Обычный прием проективной процедуры: незаконченность фразы, требование ассоциировать по поводу заданных стимулов.

Так, предлагается быстро написать, что придет на ум по ассоциации с заданными терминами (например, нововведение, стимулирование труда, эффективность работы и т. д.). Испытуемых просят закончить прерванные фразы типа: "Когда я прихожу домой после работы . . .", "Когда мне надо выступить на собрании, я . . . ". Берется любой сюжет, подсказанный задачей исследования, и в ответах ищут все те же доминанты мотивов, интересов, влечений.

Обоснованность проективных процедур определяется прежде всего теоретическими посылками, руководствуясь которыми исследователь истолковывает данные. Надежность тестов проверяют по системе обычных корреляций с другими методиками и по известной группе.

Обычно социологи используют, так сказать, "ослабленные" варианты проективных процедур. Это перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конкретные, чтобы можно было вполне определенно интерпретировать реакцию человека.

Наши рекомендации