Что представляют собой прикладная часть социологии (конкретно-социологические исследования)?
Очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, Н; связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.
По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современной) общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлении, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей в отдельных социальных общностях и социальных институтах Резко возросший уровень эмпирических исследовании потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования социологии не могли приспособить свои теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования проводились, как правило, в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности; это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлении получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теории.
НАЗОВИТЕ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Главной из функций является теоретико-познавательная, которая заключается в том, что социология вместе с другими науками активно участвует в познании объективной реальности, помогает выяснить и формировать новые теоретические и практические знания о мире, в котором живет человек, о закономерностях развития социальных отношений в нем. Социология молодая и очень динамическая наука. Она все еще находится на стадии становления, и в ней много «белых пятен»: не сформированы окончательно методологии, длятся дискуссии даже вокруг самого предмета изучения, не разработаны теории многих социальных явлений, не полностью сформирован понятийный аппарат и тому подобное. Потому теоретико-познавательная функция прежде всего направлена на саморазвитие и саму рефлексию науки, познания самой себя. Это соответственно стимулирует труд и самих социологов. Основным заданием социологии, связанным с теоретико-познавательной функцией, есть исследование социальных явлений и процессов. При этом каждое явление, каждый процесс следует рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Исследуя и изучая любые явления, ученые-социологи, как и все другие научные работники, публикуют результаты социологических исследований в разных отчетах, научных статьях, монографиях. И это является проявлением описательно информационной функции социологии. Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в развязании или прогнозировании развития практических проблем, которые возникают в разных царинах общественной жизни: економико-хозяйственных, политических, поведенческих т.д. Такая функция называется прикладной, или конструктивной. С помощью социологических исследований оказываются отклонения в развитии социальных отношений, своевременно прогнозируются негативные явления, разрабатываются социальные технологии, системы управления социальными организациями. Последнее принадлежит уже к мировоззренческо-образовательной функции социологии, которая проявляется в популяризации и распространении современных научных знаний и представлений о механизмах социальных процессов. С 1992 года курс социологии, как обязательный, включен к учебным планам всех высших учебных заведений. Социологию изучают будущие специалисты всех профилей. Это будет способствовать постепенному преодолению стереотипов «технократического» и «сугубо экономического» мышления руководителей разных уровней управления.