Социальные роли. Ролевое поведение.
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.
Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д.Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса.Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль.
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного "Я". Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желательное впечатление у других.
Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего "Я".
18.Личность как уникальная социальная системаЛюбая проблема, изучаемая социологией, оказывается сопряженной с проблемой личности. Но следует выяснить различия в терминах: человек, индивид, личность.
Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.
Социальные качества личности — это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах.
Наиболее значимые социальные качества личности таковы;1) Самосознание - выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды,
2) Самооценка — оценка личностью самой себя
3) Активность - способность личности производить самостоятельно4) Интересы - постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности.
5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности
6) Убеждения - личностные социально-психологические потребности 7) Установка - социальная характеристика
личности, Личность обладает определенной социально-психологической структурой, элементами которой являются её же свойства:1) Целостность - взаимообусловленность2) Открытая социальная система
3) Динамически изменяющаяся система4) Самопознающая система5) Саморегулирующаяся система
6) Саморазвивающаяся система - не только приспосабливающаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя.
Социологи выделяют несколько типов личности:
1) Модальная личность2) Базисная личность
3) Маргинальный тип личности 4) Реактивная личность
5) Проактивная личность 6) Криминальная личность
19.Понятие, виды и основные этапы социализации. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.
Включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия.
Социализация — двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
Различают две основные формы социализации - направленная и ненаправленная.
Одним из важных способов направленной социализации является воспитание
Весьма существенным средством социализации личности является ее идентификация.
Известные американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как процесс формирования социальных установок и позиций личности.
Выделяются несколько этапов социализации.
Первый этап - младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе - эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
Второй этап — ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками - погремушками, мячиками, куклами и т.п.
Третий этап - дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.
Четвертый этап – ранний школьный возраст (7 -11 лет). В это время происходит переосмысление предыдущего опыта на основе получаемых знаний. Основной канал социализации – общение и взаимодействие с учителем.
Пятый этап - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализации
Шестой этап - юношеский возраст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек
Седьмой этап - поздняя юность (18—25 лет). Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду.
Восьмой этап — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.
Девятый этап - послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху.
20.Факторы и институты социализации. Важное значение в социологии придается факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:
1) биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);
2) психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);
3) социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).
Важнейшую роль в осуществлении социализационных процессов выполняют социальные агенты, институты социализации.
Таковыми являются:
1) семья — первичная группа и социальный институт, где формирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;
2) школа - социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков
3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на активность формирующейся личности
4) трудовой коллектив., который социализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность
5) средства массовой информации — включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий,
6) культура - важнейший социальный институт социализации.
21.Типы социальных групп, их структура. Исходной «клеточкой» социальной структуры является социальная группа.
Это - совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других.
Характерными чертами социальной группы являются:
1) способ взаимодействия между членами;
2) осознание членства, принадлежности к данной группе;
3) осознание единства членов группы.
В социологии различают первичные и вторичные группы. Первичные- такие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство)Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять определенные функции.
Наряду с первичными и вторичными группами социологи различают: условные,лабораторные группы,реальные группы,квазигруппы
Важнейшее значение имеет дифференциация социальных групп на малые и большие.
Малая группа - это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на:
- формальные, неформальные, референтные
Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность и соответствующую систему общественных отношений (коллектив вуза, предприятия, население страны или города,).