Социальные статусы и роли. Ролевое поведение, проявление и разрешение ролевых конфликтов.

Каждый человек в социальной системе занимает не­сколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагаю­щая определенные права и обязанности, называется стату­сом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным.Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обуслов­лен его должностью (например, директор, профессор). Со­циальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотива­циях и т. д.).

Социологи отличают предписанныеи приобретенныеста­тусы. Предписанный— это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуслов­ливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый)статус опреде­ляется усилиями самого человека (например, писатель, уче­ный, директор и т. д.). Выделяются также естественныйи профессионально-должностнойстатусы. Естественный ста­тус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщи­ны, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Професси­онально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой инте­грального статуса. В нем фиксируется социальное, эконо­мическое и производственно-техническое положение (бан­кир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.Таким обра­зом, можно отметить, что социальные статусы — структур­ные элементы социальной организации общества, обеспечива­ющие социальные связи между субъектами общественных отношений.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во мно­жество различных социальных групп (семья, учебная груп­па, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким стату­сом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как на­чальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей — часть процесса социали­зации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в обще­нии и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает соци­альные стандарты поведения, учится оценивать себя со сто­роны и осуществлять самоконтроль.Однако поскольку вреальной жизни человек включен во многие виды деятель­ности и отношения, вынужден исполнять разные роли, тре­бования к которым могут быть противоречивыми, возни­кает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли).

Итак, социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определен­ные социальные позиции. Эти требования (предписания, по­желания и ожидания соответствующего поведения) воплоща­ются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

Социально-ролевой конфликт — это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

В сложно дифференцированном обществе индивид вы­полняет требования не одной, а нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной социаль­ной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих по­ложений становится ясным либо в случае, когда требова­ния одной социальной роли противоречат, вступают в конфликт с требованиями другой социальной роли того же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характеризует взаимоотношение отдельных элементов в пределах той же самой роли. Наряду с подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее значение для характеристики общества имеют структурно-обусловлен­ные межролевые конфликты,самые острые из которых при­нимают форму классовой борьбы.

В системе формальных социальных ролейпрежде всего находят свое воплощение отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры общества. Вне фор­мальной системы социальных ролей немыслимо упорядо­ченное взаимодействие индивидов в рамках общества и государства. Здесь взаимодействия индивидов заранее пре­допределены такой системой.

Одновременно с этим в обществе складывается и вос­производится разветвленная система неформальных ролей,основанных на отношениях родства, участия в общих со­циальных группах, многочисленных видах неформальных спонтанных взаимодействий.

Отсюда видно, что если система формальных соци­альных ролей существует по необходимости, то неформаль­ные социальные роли возникают на основе согласия. В идеальном случае формальные и неформальные роли со­ответствуют друг другу по указанным выше параметрам дополнительности и взаимности. По мере нарушения этих принципов взаимодействия требования формальных и не­формальных социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.

Социальная адаптация— вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой в процессе

которого происходит согласие их взаимных требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды. Социальная адаптация может быть двух видов: активная — когда индивид стремится воздей­ствовать на социальную среду с целью ее изменения, и пас­сивная — когда индивид не стремится к такому воздей­ствию.

Социальная адаптация — объективный процесс, обуслов­ленный механизмом внутренней саморегуляции и общества, и коллектива, и личности. Пассивная форма социальной адаптации, как правило, осуществляется на индивидуально-психологическом уровне, носит пассивный характер. Одна­ко пассивная форма социальной адаптации осуществляет­ся и под влиянием социальных факторов, через воздействие соответствующих мотивационных механизмов. Активная форма социальной адаптации характеризуется тем, что об­щество, социальная группа (коллектив) и индивид стремят­ся целенаправленно изменить свое сознание и социально-экономическое положение для того, чтобы соответствовать меняющимся условиям, прежде всего экономическим. И в этом случае речь может идти о сознательном формирова­нии адаптационного механизма. Поэтому под механизмом социальной адаптации следует понимать всю совокупность форм и методов воздействия как в целом на общество, так и на составляющие егЪ социальной группы и индивидов, определяющих их приспособление к изменяющимся усло­виям.

На макроуровне процесс представляет собой, в настоя­щее время, существенное изменение и усложнение всей социальной структуры, усиление ее динамики. Причем позитивными признаками социальной адаптации в данном аспекте можно назвать появление класса собственников и наемных работников, повышение социального статуса и денежных доходов некоторых профессиональных групп: менеджеры, финансовые работники, государственные чи­новники.

Признаками же, отражающими болезненность и проти­воречивость социальной адаптации, выступают падение жизненного уровня большинства населения, рост социаль­ной поляризации, усиление социальной напряженности и конфликтности обществе.

Принято выделять критерии социальной адаптирован-ности индивидов или социальных групп к новым социаль­но-экономическими условиям: 1) лица с высокой степенью социальной адаптированности, считающие реформы необ­ходимыми и полезными, и испытавшие в сегодняшних ус­ловиях состояние психологического комфорта; 2) лица со средней степенью социальной адаптации, состояние кото­рых характеризуется озабоченностью, тревогой, большей критичностью в оценке влияния реформ на их жизнь; 3) лица с низкой степенью социальной адаптации, песси­мистично воспринимающие экономические преобразова­ния, с доминированием негативного в эмоциональных переживаниях, что нередко приводит к безысходности и от­чаянию.

Заслуживает особого внимания также апробированный подход к изучению социальной адаптации как к виду от­ношений между индивидом (группой) и социальной средой (прежде всего власть имущими группами как побудителя­ми и проводниками нынешних реформ). В связи с чем при­нято дифференцировать социальную адаптацию на добро­вольную и враждебную. При таком подходе очень тонко отслеживается процесс соотнесения новых ценностей и способов действия, которые стали предлагаться социальной средой, с которыми, в той или иной степени, группы и индивиды уже не могут не считаться и не способствовать их реализации, дабы удовлетворить свои жизненно важные цели, и ранее сформировавшихся у этих индивидов и со­циальных групп представлений, установок, ценностных ориентации.


Наши рекомендации