Глобализация и национальный интерес.
Международная политика представляет собой процесс столкновений и борьбы, переговоров и компромиссов различных типов власти, которые стремятся навязать друг другу свои пред- почтения. Сегодня в эту борьбу все чаще вторгается, привнося в нее свои отличительные особенности и преодолевая сопротивление традиционных акторов, многообразная и пестрая совокупность безличных рыночных сил. Рост движения капиталов и инвестиций создаст условия для все более глубокого взаимопроникновения национальных экономик и более прямолинейной конкуренции между предприятиями. Расширение межгосударственных торговых обменов сопровождается существенным увеличением числа и объема трансграничных финансовых потоков. То, что мировая экономика приобретает общую основу, становится все очевиднее. Формирующаяся глобальная финансовая система и единое информационное пространство, транснациональное производство и сеть мировой торговли влекут за собой стирание национальных границ и трансформацию государственного суверенитета. В мире произошли кардинальные перемены, среди которых выделяется процесс экономизации политики, продолжающий набирать силу. Все это не может не оказывать существенного влияния на содержание национальных интересов. Каков характер этого влияния?
Одни считают, что, по существу, ничего принципиально нового не происходит. Государства остаются главными участниками международных отношений, и по-прежнему, как во времена Фукидида, им необходимо уметь выживать и развиваться. Усложнение мира, появление новых глобальных вызовов ведет не к солидарности и единству человечества, а к обострению межгосударственных противоречий. Следствием сокращения мировых сырьевых ресурсов становится борьба за доступ к ним с применением все более изощренных средств и технологии, борьба, в которой неминуемо сталкиваются национальные интересы различных стран. Причиной столкновений остается и продолжающееся перераспределение мировых рынков сбыта, которое сопровождается гонкой вооружении и продолжающейся политикой военно-политических союзов и коалиций. Понятия «жизненные интересы», «зоны влияния», «принципы государственного суверенитета» и т.п. остаются центральными понятиями, отражающими суть мировой политики в эпоху глобализации.
Другие исследователи, напротив, говорят о полном размывании содержания национальных интересов, поскольку «новые субъекты мировой политики уже идут на смену государствам-нациям». По их мнению, глобализация не оставляет места для национальных интересов, заменяет их интересами мирового гражданского общества. Главным элементом этих интересов становится обеспечение прав и свобод личности, до сих пор подавляемых государством, особенно в странах с авторитарными политическими режимами. При этом некоторые представители данной точки зрения настолько «разводят» национальные и государственные интересы, что даже предлагают отказаться от части государственных интересов в пользу национальных, утверждая, например, что «политика удержания суверенитета и территориальной целостности в долгосрочной перспективе никаких шансов не оставляет».
Однако реальность намного сложнее. Под влиянием глобализации государственные структуры, так же как и традиционные социальные институты действительно испытывают разрушительные потрясения. Новые акторы подрывают традиционные приоритеты государственного суверенитета. Некоторые исследователи говорят о «детерриторизации» или о «конце территорий», чтобы подчеркнуть обесценивание национального государственного правительства. Кризис государства — объективная данность. Государство испытывает давление «сверху», «снизу» и «извне»,
«Сверху» государственный суверенитет подрывается наднациональными организациями и институтами, которые все чаще вмешиваются в его прерогативы. Миротворческие операции под эгидой ООН в самых различных частях света — « война в Заливе» в 1991г., интернационализация югославского конфликта в 1991—1995 гг. и т.п. Кроме того, встречается и добровольное ограничение своего суверенитета государствами. Это так называемый трансферт суверенитета, т.е. передача его части в распоряжение коммунитарных структур интегрирующихся государств. Наиболее показательный пример в этой области — Европейский союз.
«Снизу» государственный суверенитет подвергается эрозии со стороны внутригосударственных структур и структур гражданского общества. В развитых странах в сфере политики это выражается, в частности, и описанном канадским специалистом Пьером Сольдатосом феномене «парадипломатии», т.е. параллельной (по отношению к государственной) дипломатии.
Объективные причины размывания суверенитета «снизу» заключаются в том, что государство является слишком маленьким субъектом по отношению к глобальной экономике, но оно — слишком тяжелый груз для экономики регионов и тем более частных предприятий и фирм. Данный феномен редко относят к высокой политике, ведь он чаще затрагивает сферы экономики, культуры, технологий и т.п.
«Извне» ущерб суверенитету наносит активизация неправительственных групп и организаций, таких, как Международная Амнистия, правозащитные и экологические объединения. Еще больше государство теряет свою монополию (как в международных, так и во внутренних делах) под напором транснациональных корпораций, фирм, банков и предприятий. Производственная деятельность во всех секторах национальной экономики все чаще осуществляется помимо государства. Распределение богатств в мире зависит теперь не столько от государственных политик, сколько от трансфертов, осуществляемых МВФ и Всемирным банком. ТНК играют все большую роль в фискальной сфере. Частные фирмы и ТНК «конфискуют» у государств социальное управление, политику в области занятости, условии труда и заработной платы. Все это регулируется уже не столько государственным законодательством, сколько внутренними регламентациями самих фирм.
Особенно драматично выглядит кризис государства в странах, наименее развитых в экономическом и нестабильных в политическом отношении. Он проявляется здесь в возникновении и расширении зон, выпадающих из правового пространства, распространении неуправляемых государственным законодательством хаотических групп и кланов, населенных пунктов и регионов, впадающих и состояние варварства, в котором действуют только «законы», навязываемые населению криминальными группировками, которые грабят людей, делают их заложниками собственного стяжательства, а иногда и своих политических амбиций, направленных против государства.
Таким образом, динамика глобализации действительно вовлекает в себя все государства, игнорируя их независимость, тины политических режимов и уровень экономического развития. Современный мир пережинает новую эпоху завоеваний, в чем-то подобную эпохе колонизации. Но если главными действующими лицами предшествующих экспансий выступали государства, то на этот раз
господствовать над миром стремятся крупные частные предприятия и корпорации и, финансовые и индустриальные группы. Новые акторы все больше подрывают роль государства в политике безопасности, в сферах экономики, коммуникации, затрагивая даже «святая святых» государственного суверенитета, его монополию на насилие. Все эго не может не отражаться на содержании национального интереса, на его основных приоритетах и на самом его существовании.
Сторонники идеи отказа от суверенитета справедливо подчеркивают, что основным действующим лицом и главной движущей силой глобализации выступает транснациональный капитал — биржевые фирмы, финансовые объединения, крупнейшие мультинациональные банки, медиа-корпорации, производственные объединения и торговые группы. Однако эти не означает, что глобализация сводится только к свободной игре безличных рыночных сил. Новые субъекты не вытесняют государства из международной политики, а вступают с ними в сложные взаимодействия, характеризующиеся как соперничеством, так и сотрудничеством.
Кроме того, в международных отношениях суверенитет не может быть и никогда не был абсолютной величиной. Международное право как система обязательств, добровольно принимаемых на себя государством и ограничивающих его свободу действий, сужает и его внутреннюю политическую автономию.
Существует не только тенденция к относительному упадку традиционной роли государственного суверенитета, но и противоположная тенденция к созданию новых независимых государств, ревностно отстаивающих как внутренние, так и внешние признаки своего суверенитета.
Уже с конца 80-х гг. различные исследования привели к двум взаимодополняющим выводам. Первый вывод заключается в том, что глобальные предприятия, которые задумывали свои операции и свои стратегии в мировом масштабе и имели действительно космополитическую управляющую команду, являются исключительной редкостью, хотя ТНК стремятся извлечь выгоду из своего присутствия на многих рынках и из своего доступа к многообразным производственным объектам. Второй результат касается процесса в целом: глобализация набирает темпы, но национальные и региональные пространства сохраняют свое значение, а государственные власти не бессильны перед процессом. Национальные правительства не утратили своей возможности выбора в сферах экономической и социальной политики, даже если либеральный контекст и навязывает некоторые реформы, С другой стороны, различные международные инстанции устана- вливают правила, способные отвечать требованиям контроля трансграничной деятельности. Это касается, в частности, обменов товарами и услугами.
При этом, рассуждая о глобализации, нельзя забывать по крайней мере еще о двух тесно связанных с ней процессах. Во-первых, о ее диалектической противоположности, о регионализации. В этой связи региональные интеграционные объединения (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР АСЕАН и др.) выглядят не только как проявления глобализирующих процессов, но и как противостояние им. Фактически каждое из них в той или иной степени представляет собой пример «закрытого сотрудничества», причем степень закрытости является более высокой в более продвинутых интеграционных объединениях. Нельзя забывать и о встречных тенденциях глобализации:
деглобализации и сохранения (хотя и в обновленных формах) традиционных геополитических факторов в мировой политике. Хотя такие тенденции являются вторичными, значение их последствий для национальных интересов нельзя недооценивать. Ослабление роли государств, в частности в нестабильных зонах послехолодновоенного мира, связано не только с воздействием безличных рыночных сил, но и с монополярным видением мира, которое часто доминирует в политике США после падения идеологического противника.
Интеграционные процессы в условиях глобализации разворачиваются на фоне сильных дезинтеграционных тенденций и способствуют их закреплению. Как считают некоторые французские ученые, одна из целей процессов регионализации, разворачивающихся в Европе и Азии после холодной войны, состоит в стремлении избежать необузданной либерализации и оказать тем самым сопротивление гегемонии единственной современной сверхдержаве — США. С политической точки зрения глобализации представляет собой геополитическое переустройство, включающее в себя, в частности, пересмотр политики союзов, когда принадлежность к одному и тому же региону играет важную, но не исключительную роль.
Таким образом, государство-нация, его суверенитет и его интересы как аналитическое понятие и как критерий поведения государства на международной арене продолжают сохранять свое значение. Но это не означает, что глобализация не вносит в национальные интересы никаких изменений. Напротив, национальный интерес существенно изменяется в своем содержании и направленности. Возникают новые приоритеты, связанные с необходимостью использования преимуществ глобализации путем адаптации к открываемым ею возможностям, с одной стороны, а с другой — борьбы против ущерба, приносимого ею национальному развитию.
Важнейшим приоритетом национального интереса становится включение страны в процесс мирового экономического развития, поскольку в процессе глобализации выявилась «почти абсолютная закономерность: ни одна страна не способна добиться серьезного экономического роста и роста благосостояния населения без растущего вовлечения в мировую экономику». В структуре национального интереса на передний план выходит также стремление к обладанию передовыми технологиями, обеспечивающими совместимость с самыми современными средствами информации, связи и транспорта. Что касается военного фактора и связанных с ним стратегий (баланс сил, заключение союзов), то они перемешаются в иерархии национальных интересов с первого места, но не на последнее. Выживание государства-нации сегодня зависит уже не столько от способности противостоять традиционным военным угрозам (хотя и их еще рано сбрасывать, со счетов), сколько от возможности находить адекватные ответы (создавая для этого соответствующие средства) на новые вызовы экономического, технологического, экологического, демографического и информационного характера.
Глобализация рождает эффект, который характеризуется термином «слабое» или –«неэффективное государство». В первую очередь он затрагивает слаборазвитые страны Юга, угрожает государствам с переходной экономикой и нестабильным в политическом отношении, но в некоторой степени касается всех стран.
«Национальные» и «государственные» интересы не только отрицают, но и предполагают друг друга, поэтому ущемление или «сдача» одной из этих составляющих неминуемо ведет к ослаблению и деградации второй. Следствием отказа государства от своей территориальной целостности станет неизбежное его ослабление и деградация. Слабое же государство не способно ответить адекватным образом на вызовы, связанные с использованием возможностей глобализации и обузданием ее разрушительных последствий для уровня жизни, безопасности и свободы общества и человека.
Вот почему «сильная Россия, способная эффективно защищать свои интересы, интересы своих граждан, остается главной целью политики».
Защите национальных интересов от внешних и внутренних угроз, т.е. национальной безопасности, по-прежнему принадлежит важное место в международных отношениях. Вместе с тем глобализация вносит свои изменения и в эту сферу, сферу национальной и международной безопасности.
Национальные интересы и проблемы безопасности России.
Российские национальные интересы — это наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Поэтому национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики.
Несомненно, приоритетное значение среди национальных интересов имеет обеспечение безопасности российского государства. В недалеком прошлом под безопасностью понимали защиту страны от нападения врагов, шпионажа, покушений на государственный строй. Со второй половины XX века стали учитывать демографические, техногенные и экологические факторы. В 90-е годы большую роль стали играть новые параметры безопасности, которые связаны с экономическим и финансовым положением стран, научно-технической революцией, развитием информационных и коммуникационных систем, трансграничной преступностью, международным терроризмом, торговлей наркотиками и оружием, незаконной миграцией, войнами, спровоцированными по заказу тех или иных политических сил.
Однако нельзя забывать и о традиционных составляющих баланса сил и военно-политических отношений между центрами силы.
Вместе с тем в начале XXI века на первый план в обеспечении национальной безопасности все более определенно выходит информационный уровень. Дело в том, что современная информационная революция разворачивается на фоне информационных войн, которые своей главной целью как раз и ставят подрыв национальной безопасности государств. Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности информации в вопросах управления и реализации национальной политики. Информационная война нацелена на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях возрастающей зависимости от информации. Объектом первоочередного внимания становятся информационные системы, включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор в этих системах, а также информационные технологии, используемые в системах вооружений.
Не секрет, что информационное оружие сыграло решающую роль в победе США над СССР в холодной войне. С тех пор концепция информационной войны непрерывно совершенствуется. Сегодня она предполагает следующие узловые моменты: в административной и экономической областях объектами нападения могут быть системы управления предприятиями, населенными пунктами, городами и регионами. При этом возможны: разрушение этих систем
или манипулирование заложенной в них информацией, что способно замедлить темпы развития страны в целом или отдельных отраслей; переориентации развития отраслей в направлении, выгодном для стороны, применившей информационное оружие; внесение дезинформации в финансовую и банковскую сферы; искажение национальной статистической отчетности, на основе которой принимаются управленческий решения, в том числе и стратегического характера.
В научно-технической области возможны: изменение или блокирование отдельных направлений исследований, продолжение которых невыгодно атакующей стороне, нацеливание исследований на бесперспективные области; ввод дезинформации; распространение пропагандистских материалов; формирование общественного мнения с целью оказания нужного влияния на крупнейшие научно-исследовательские центры и отдельных ученых.
Сегодня в информационной войне широко используются методы секретных служб, в частности анонимное распространение необходимой информации по Интернету, адресная высылка известным журналистам и общественным деятелям электронных изданий, якобы исходящих из респектабельных и независимых источников. Российские военные эксперты считают, что Россия остается одним из основных объектов электронной разведки и специальных операций. Американские системы электронного шпионажа "Эшелон" и «Карнивор» недуг мониторинг киберпространства России. Анализу подвергаются практически все электронные сообщения, выходящие за пределы россии.
Периодически в печать просачиваются скандалы о том, что секретная информация из стратегических российских центров перекачивается за рубеж через специальные «электронные закладки» в импортной компьютерной технике. Эти и другие аналогичные случаи свидетельствуют о том, что информационные войны сегодня активно ведутся на российской территории и серьезно подрывают национальную безопасность страны на самых важных секретных информационных объектах.
Новый подход к обеспечению информационной безопасности получил название «сетевых структур». Речь идет о создании «сегментированных, полицентрических, идеологизированных информационных сетей».
Концепция национальной безопасности включает и военную доктрину. Она представляет собой систему официально принятых воззрений на войны, вооруженные конфликты и столкновения, их роль во внешнеполитической стратегии, на пути, формы и средства их предотвращения, на военное строительство, подготовку страны к отражению реальных и потенциальных угроз ее безопасности. Российская военная доктрина была утверждена 2 ноября 1993 г. Указом Президента Российской Федерации. Одной из основных ее задач было — предотвращение войны и военных конфликтов и сохранение мира. На первый план Россия выдвигает политические средства предотвращения конфликтов как на международной арене, так и внутри страны, рассматривая все страны, чья политика не наносит ущерба ее интересам и не противоречит Уставу ООН как партнера.
Сегодня военная доктрина справедливо критикуется многими военными экспертами за ее откровенно пацифистский характер в условиях возросших военных угроз в современном мире. Россия действительно сегодня против того, чтобы с кем-то воевать, нет у нее и территориальных претензий к окружающим государствам. Но нельзя не заметить, что огромное число государств имеют территориальные претензии к России практически по всему периметру ее границ.
Помимо этого военная доктрина должна освещать и новые - информационные - направления ведения военных действий.
Российская военная доктрина должна дать ответ на вопрос о том, как Россия относится к информационным войнам и какие цели и средства она ставит перед собой в информационном пространстве. Данное, направление в развитии военного искусства положено в основу концепции строительства американских вооруженных сил «Единое видение 2010 и связано с трансформацией угроз в новом веке. Необходимо дать адекватный российский ответ на эти угрозы, сформулированный ведущими российскими экспертами в военной области.
Российские военные эксперты прогнозируют экономический и военный рост страны на 10-15 лет вперед (экономическое и военное развитие взаимосвязаны). Прогностическое исследование, которое велось в последние годы в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН), показывает, что в настоящий момент доли США в мировом ВВП составляет примерно 21%. Европейского союза -21%, Японии — около 8%, Китая — около 7%, Российской Федерации — 1,7%. По прогнозу на 2015 г., несмотря на динамичность таких соотношений, положение России в этой иерархии принципиально не изменится. Предполагается, что США вместе с Канадой и Мексикой будут обладить примерно 19% мирового ВВП, Европейский союз — 16%, Китай обгонит Японию, его доля достигнет 10%, доля Японии — примерно 7%. Выйдут на авансцену новые группы государств, такие как страны АСЕАН, которые, скорее всего, будут иметь 7%, и известные азиатско-тихоокеанские «тигры» — Южная Корея и Тайвань, чья доля в совокупности может составить около 5%,
Максимум, на что может рассчитывать Российская федерация, — это примерно 2% мирового ВВП, причем при самых благоприятных, оптимистических прогнозах экономического развития, т.е. если ежегодно экономический рост будет составлять в среднем 5-6%. Вместе со странами СНГ, при условии, что и там будет такой же экономический рост, можно рассчитывала на 2,5-3%
Эксперты прогнозируют, что в том случае, если Россия будет тратить около 3,5% ВВП на военные цели (в 2000 г. мы тратили 2,8%) и если экономический рост достигнет 5-6% в год, то она сможет сохранить статус одной из двух ведущих ядерных сверхдержав, т.е. поддерживать свои стратегические силы примерно на уровне договора СНВ-2 (около 3 тыс. ядерных боезарядов). Однако чтобы не утратить этот статус, России придется выделять до 40-50% военного бюджета только на стратегические ядерные силы и системы их информационного обеспечения, предупреждения и управления. Если же Россия будет выделять достаточно средств на силы общего назначения, то на стратегический ядерные вооружения останется не более 20% военного бюджета и через 15 лет наши стратегические силы составят максимум 1000-1500 боеголовок. А это означает трехкратное отставание от Соединенных Штатов. Сейчас по военным расходам Россия отстает не только от ведущих государств НАТО, но также от Индии, Японии и Китая.
Не секрет, что стратегические ядерные силы являются главной опорой обороноспособности России, и будут оставаться важнейшим фактором международного влияния нашей страны. Но необходимо учитывать, что в 90-е годы темны распространения ядерного оружия значительно возросли, и вполне возможно, что в ближайшие 10-15 лег этот процесс получит дальнейшее развитие. Достаточную Тревогу вызывают прогнозы специалистов: на фоне предполагаемого сокращения стратегических ядерных сил России (до 1500 боезарядов) и США (до 3500) силы других ядерных держан возрастают и в совокупности могут быть не только сопоставимы с силами России, но в наихудшем варианте в обозримой перспективе превзойдут их.
Прогнозируется и такой вариант: к ядерному клубу, помимо Англии, Франции, Китая, Индии и Пакистана, присоединятся Иран, Ирак и Тайвань. Если же в число ядерных стран войдет и Япония, то глобальный ядерный баланс изменится полностью. При этом потенциально ядерные силы третьих стран могут быть направлены на Россию, поскольку все обладающие или могущие обладать ядерным оружием государства расположены гораздо ближе к России, чем к США. Поэтому российская территория сразу оказывается в пределах досягаемости новых членов ядерного клуба.
Серьезно ослабить российский потенциал ядерного сдерживания могут также намерения Соединенных Штатов Америки приступить к развертыванию национальной системы противоракетной
обороны, потребность в которой обосновывается необходимостью защиты от третьих ядерных держав. Сегодня в силу бюджетных ограничений Российская Федерация располагает гораздо меньшими средствами для развертывания системы противоракетной обороны на своей территории, чем США. Помимо этого ситуация осложняется еще и тем, что классическая схема взаимного сдерживания, сложившаяся между Россией и США в годы холодной войны, может не сработать в отношениях с третьими ядерными странами, во главе которых могут стоять авантюристские, фундаменталистские лидеры. Для них угроза потери значительной части своего населения в случае ответного удара России не явится достаточным сдерживающим моментом.
Вызывают тревогу и сведения экспертов о сокращении вооруженных сил общего назначения, В 90-е годы российская армия сократилась примерно на 30%. Сейчас наша страна — третье в мире государство по численности вооруженных сил после Китая и США. Но экономические трудности, скорее всего, не позволят нам в течение 10-15 лет поддерживать армию той же численности (примерно 1,2 млн. человек). Сторонники сокращения вооруженных сил подчеркивают, что в том случае, если армия не будет сокращена, это приведет к полной деградации ее технического оснащения, потому что около 70% средств расходуется на содержание военнослужащих, а на НИОКР, закупку вооружений и поенной техники, капитальное строительство остается менее 30%. Уже сейчас в российских вооруженных силах доля современного оружия и техники составляет менее 20%, Если военные расходы сохранятся на том же уровне, через пять лет эта доля может сократиться до 5%, В передовых в военном отношении государствах доля современных вооружений достигает 50-60%.
Делать выбор, видимо, придется в ближайшем будущем. Однако необходимо подчеркнуть, что уже сейчас государства НАТО в Европе превосходят Россию по силам общего назначения в три-четыре раза, а на южных границах вооруженные силы Турции составляют примерно 50% от вооруженных сил России. При этом наша армия рассредоточена по всей территории страны, включая азиатскую ее часть. Военные эксперты считают, что вместе с Ираном Турция располагает примерно равными с Россией вооруженными силами, а с учетом военной мощи Пакистана имеет полуторное превосходство. На Дальнем Востоке Китай, располагая ныне примерно вдвое большим военным бюджетом, чем Россия, через 10-15 лет, даже сократив свою армию, но улучшив ее технические и качественные характеристики, сможет иметь примерно двукратное превосходство над нашими вооруженными силами. А если учитывать только ту их часть, которая расположена на Дальнем Востоке, то КНР будет иметь десятикратное превосходство. Япония уже сейчас в полтора раза превосходит российские силы общего назначения на Дальнем Востоке.
В заключение необходимо остановиться на анализе новой концепции национальной безопасности России, которая была утверждена 10 января 2000 г. Указом Президента России. Концепция в целом ориентирует на сотрудничество и интеграцию России в мировую политическую, экономическую и финансовую системы, хотя при этом подчеркивается необходимость противостоять многообразным формам внешнего давления. Отмечаются также «возросший уровень и масштабы угроз в военной сфере», связанные с изменением военной стратегии НАТО и отставанием России от ведущих стран мира в области высоких технологий. Впервые в постсоветский период в официальном государственном документе политика стран Запада открыто названа «потенциальной угрозой российской безопасности» и применение ядерного оружия считается правомерным не только в отпет на его использование агрессором, но и в случае «широкомасштабной агрессии с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников».
Многие российские эксперты считают союзниками России такие государства, как Китай, Иран. Индия. Но прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что через 10-15 лет отношения с КНР могут обостриться, потому что возникнут споры вокруг сырьевых запасов Дальнего Востока и Сибири, а также в связи с демографической экспансией Китая на Дальний Восток. В повестку дня практической политики могут быть возвращены карты, по которым Приморье принадлежит Китаю, как и ряд других районов этого региона.
Российские военные эксперты подчеркивают, что сегодня бессмысленно сравнивать силы противников по количеству дивизий, танков и артиллерии, поскольку появилось новое поколение сверхточных вооружений. Сегодня важно сравнивать возможности применения оружия, которыми обладают войска. Критерием здесь являются разведка и информация. Но информационный уровень обеспечения национальной безопасности России в новой концепции безопасности разработан не был, что, возможно, является главным свидетельством «отставания» России в ведущем стратегическом направлении. В эпоху перехода к информационному обществу концепция национальной безопасности должна быть выдержана в информационной парадигме — это стратегически важная постановка вопроса о безопасности, не овладев которой нельзя решить и все другие проблемы в данной области.
Наконец, есть и еще один уровень защиты национальных интересов - он лежит в области морали, нравственности и культуры. Концепция национальной безопасности должна выполнять функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые бы разделяло большинство граждан, несмотря на имеющиеся между ними социальные, идейные и конфессиональные различия. Было бы серьезной ошибкой считать, что национальные интересы страны должны защищать только профессионалы. Концепция национальной безопасности должна быть обращена к каждому гражданину страны - ведь речь идет о безопасности нации.
Сегодня российское общество расколото и в экономическом, и в идеологическом направлениях. Для того чтобы его консолидировать, в основу национальной безопасности должны быть положены идеи возрождения национальных традиций, исторических и духовных ценностей России, созданных плодами труда всех предшествующих поколений. В информационном обществе решить эту задачу могут только государственные средства массовой информации. Именно они должны говорить о достижениях русской культуры пропагандировать русское искусство и уважение к национальным традициям. Чтобы нашу страну уважали во всем мире, мы должны уважать самих себя, собственную историю и культуру. Несомненно, это тоже информационный аспект концепции национальной безопасности, который необходимо активизировать в массовом сознании.