Вопрос № 59. Понятие, функции и стили лидерства
Понятие и природа лидерства. Лидер — личность, способная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу.
В науке существует несколько теоретических концепций, объясняющих данный феномен. Исторически первой была теория черт. Суть ее заключается в предположении о том, что лидер обязательно обладает качествами, отличающими его от других людей, причем качества могут передаваться по наследству. В русле приведенной концепции проводились исследования различных правящих династий, анализировались браки в среде правителей, но никаких значимых результатов они не принесли. Это привело к разочарованию в теории черт и появлению новой, ситуативной концепции лидерства, сторонники которой полагали, что появление лидера возможно при совпадении места, времени и обстоятельств.
Противоречия между двумя указанными подходами попыталась устранить личностно-ситуационная теория. Ее представители Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые следует учитывать при анализе феномена лидерства:
• черты и мотивы лидера как человека;
• образы лидера и мотивы следовать за ним, существующие у его последователей;
• характеристики роли лидера;
• институциональный контекст, т.е. те официальные рамки и правовые поля, в которых функционирует лидер и в которых он взаимодействует со своими сторонниками.
Р. Стогдилл и К. Шатл предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство рассматривалось теперь не как характеристика отдельного индивида, а как отношения между людьми.
Еще одной психологической концепцией лидерства стала теория «ожидания — взаимодействия». В ней внимание сконцентрировано на построении операциональной модели лидера. Ф. Фидлер создал модель эффективного лидерства, определяющую желательный для каждой ситуации стиль лидерства. По мнению исследователя, это может быть либо ориентация на задачу (инструментальное лидерство), либо ориентация на межличностные отношения (эмоциональное лидерство).
Широкое распространение в политологии и политической психологии получила мотивационная теория лидерства. Среди ее представителей можно назвать С. Митчела и С. Эванса. Данная теория связывает эффективность лидерства с воздействием лидера на мотивацию его последователей. Поведение лидера можно считать мотивирующим в той степени, в которой он увеличивает вероятность достижения сторонниками их целей и разъясняет способы достижения целей.
Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон и другие ученые, разрабатывающие теории обмена и транзактного анализа, рассматривают лидера как человека, чувствующего потребности и желания своих приверженцев и предлагающего им способы их осуществления. При этом важное значение имеет сам процесс взаимодействия между лидером и его окружением.
Различные атрибутивные концепции лидерства видят в лидере скорее человека, зависящего от своих последователей. Лидером становится, тот, кто лучше понимает чаяния и надежды возможных сторонников и действует в соответствии с их представлениями о тех чертах и качествах, которыми он должен обладать. К подобного рода концепциям относится так называемая концепция конституентов. Суть ее заключается в том, что взгляды, поведение, подходы к принятию решений политического лидера в значительной степени определяются внешним влиянием. Под конституентами и понимают всех тех, кто так или иначе оказывает воздействие на лидера. Круг конституентов предельно широк, но внутри него особую роль играют ближайшее окружение лидера, а также политические активисты из числа его последователей. Концепция конституентов рассматривает влияние господствующих в обществе политической культуры, прежде всего ценностных ориентации, и массового сознания на формирование характера и стиля политического лидерства. И наличие такого влияния не может вызывать никаких сомнений. Но одновременно данная концепция принижает роль политического лидера, низводя ее едва ли ни до роли простого исполнителя воли своих последователей.
Можно констатировать, что для более правильного понимания такого сложного феномена, как политическое лидерство, необходимо учитывать различные подходы к его исследованию, имеющиеся не только в политической науке, но и в смежных научных дисциплинах — политической социологии и политической психологии. При этом нужно выделять следующие параметры:
Ø личность самого лидера;
Ø характеристики его сторонников;
Ø отношения между лидером и его окружением;
Ø социальный контекст политического лидерства;
Ø результаты взаимодействия между лидером и сторонниками в определенных ситуациях.
Современная политическая наука предполагает наличие основных мотивов, детерминирующих поведение политических лидеров.
Ø потребность во власти;
Ø потребность в контроле над событиями и людьми;
Ø потребность в достижении;
Ø потребность в аффилиации, т.е. в принадлежности к какой-либо группе и получении одобрения.
2. Основные характеристики лидерства:
а) типы поведения лидера:
• поддерживающее лидерство, отличающееся дружеским отношением к последователям, проявлением интереса к их потребностям;
• директивное лидерство, регламентирующее и контролирующее действия последователей;
• разделенное лидерство — консультирование с последователями;
• лидерство, ориентированное на достижение качественного результата.
б) Основные функции
• интегративная — интеграция групп или общества в целом;
• инструментальная — функция принятия решений;
• коммуникативная — передача информации и поддержание связи между народом и властью;
• мобилизационная — мобилизация масс на реализацию задач, стоящих перед группой или обществом;
• функции социального арбитража и патронажа — разрешение споров между группами и отдельными индивидами, а также защита интересов своих сторонников;
• функции легитимации институтов.
в) типология и имидж лидеров.
1. М. Вебер. В соответствии с ним лидеров делят на традиционных (вожди племен, монархи), поскольку основой их авторитета являются традиция, обычай; рутинных, пришедших к власти демократическим путем на основе формально-правовых процедур, и харизматических, в той или иной степени обладающих харизмой — особыми личными качествами.
2.Широко распространено деление лидеров на демократических и авторитарных. Для первых характерен учет интересов и мнений широкого круга своих последователей, вторые отличаются единоличным направляющим воздействием под угрозой санкций и применения силы. Психологическая природа авторитарного лидерства получила популярность благодаря работам Т. Адорно и его коллег.
3.Существует типология лидеров, разработанная Р. Зиллером на основе Я-концепции личности. Я-концепция, иными словами, осознание человеком самого себя, имеет несколько аспектов. Для политической психологии наиболее важным можно считать «образ-Я», самооценку и социальную ориентацию политических лидеров. Я-концепция имеет шесть тесно связанных аспектов: Я физическое, Я сексуальное, Я семейное, Я социальное, Я психологическое, Я преодолевающее конфликты. Сложность Я-концепции Р. Зиллер понимает как число аспектов Я, воспринимаемых политическим лидером.
Ø Первый тип, выделяемый Р. Зиллером и его коллегами, получил название «аполитичный» политик. Это лидер с высокой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции. Вследствие своих психологических особенностей он чувствует себя оторванным от окружающих и поэтому с трудом реагирует на действия своих сторонников или в случае с главами государств — населения страны в целом.
Ø Второй тип — прагматики с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции. Они наиболее удачливы в политике, поскольку прислушиваются к мнению других и модифицируют свое политическое поведение на основе обратной связи.
Ø Третий тип — идеологи. Это лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, не обращающие внимание на мнение окружающих.
Ø Четвертый тип — недетерминированные политики с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции. Они склонны реагировать лишь на узкий круг социальных стимулов.
г) стили лидерства
Ø Политический стиль включает совокупность процедур выработки и принятия решений, формирования и осуществления политического курса, способы взаимодействия политического лидера с электоратом и своими сторонниками, характерные подходы к решению возникающих проблем.
Ø Стили лидерства могут быть эффективными и неэффективными в зависимости от степени достижения поставленных целей.
Ø Демократический или авторитарный.
Ø Экспрессивный стиль лидерства связан с эмоциональном воздействием лидера на группу. Такое воздействие побуждает всех членов группы стараться достичь самых высоких целей и результатов даже тогда, когда сам лидер не имеет никакого официального статуса.
Ø Директивный и поддерживающий стили лидерства. Для директивного стиля характерно стремление лидера жестко указывать своим сторонникам пути и способы достижения поставленных им целей. Поддерживающий стиль нацелен на сохранение стабильного поведения сторонников политического лидера.
Распространена классификация лидеров по стилю поведения.
Выделяют пять таких стилей:
1.Параноидальному стилю поведения соответствует тип лидера, которому свойственны недоверие к окружающим, подозрительность, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти и контроля над другими людьми. Такой лидер видит мир в черно-белых тонах, а людей подразделяет на «друзей» и «врагов».
2.Демонстративный стиль характерен для лидеров, которых условно можно назвать «артистами». Они любят внешние эффекты, хотят нравиться публике, привлекать к себе внимание.
3.Компульсивный стиль поведения лидера отличается стремлением делать все наилучшим образом независимо от обстоятельств. Такой лидер постоянно озабочен, мелочен, чересчур пунктуален, педантично соблюдает все инструкции и правила. Лидер такого типа в чем-то похож на школьного отличника.
4.Лидер, которому свойственен депрессивный тип поведения, не способен самостоятельно играть ведущую роль и поэтому пытается примкнуть к тому, кто реально может «делать политику».
5.Шизоидальный стиль лидерства, напротив, предполагает лидера-одиночку. Он предпочитает не присоединяться ни к какому политическому движению и остается сторонним наблюдателем, не связанным с какой-либо политической ответственностью. Однако подобный стиль лидерства не может не носить временного характера, поскольку противоречит самой природе этого явления. Лидер-одиночка, если он действительно окажется вовлеченным в реальную жизнь, будет вынужден трансформировать свой стиль в сторону одного из вышеперечисленных.
3. Имидж лидера. Имидж – формирование образа, который вызывает положительную реакцию и отношение общественности. Лидерство всегда носит публичный характер, так как основной задачей лидера, является его внедрение в общественную жизнью. Лидер всегда находится на глазах общества, тем самым, проникая в реальные события. Всем этим он подвергается процессу интеграции социальной общности.
Современный американский политолог М. Херманн предложила свою типологию лидеров, в основу которой положено такое понятие, как имидж:
• первый собирательный образ лидера — лидер-знаменосец, его отличает собственный взгляд на мир, наличие привлекательного для масс идеала;
• второй собирательный образ лидера — лидер-служитель, который стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени;
• третий образ — лидер-торговец, его задача — наиболее привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе и в итоге заставить избирателей их «купить», т.е. поверить в данного лидера и оказать ему поддержку;
• четвертый тип — лидер-пожарный, который старается откликнуться на все происходящие события; он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, ялекяятно пеягиоовать на сложившуюся ситуацию.