Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

Для студентов 2 курса ФП

Практическое занятие № 1.

Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

Семинар носит проблемный характер, для которого отобраны узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальное содержание учебной дисциплины.

Форма семинара – семинар-дискуссия.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо:

· Используя рекомендованные источники, теоретически проработать узловые проблемы дискуссии.

· Современный психолог Л. Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы.

Проведите сравнительный анализ двух парадигм в исследовании развитии (См. таблицу).

Основные установки двух парадигм в исследовании психического развития

Параметры развития Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций  
Естественно-научная парадигма Культурно-историческая парадигма
Ход развития    
Условия развития    
Источник развития    
Форма развития    
Движущие силы развития    
       

Подготовить проблемные вопросы для дискуссии.

Темы для обсуждения:

1.Понятие развития в современной психологии. Рост и развитие.

2.Закономерности психического развития. Понятие о гетерохронности.

3.Проблема соотношения биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

4.Естественно-научная и культурно-историческая парадигма исследования психического развития ребенка (сравнительный анализ).

Литература:

1. Баттерворт Д. Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2001. – С. 36-46.

2. Бочаров В.В. Антропология возраста. – СПб., 2001. – С. 7-22, 29-30, 44-45.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 5-42.

4. Шмидт В.В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования // Психология старости и старения. - №1 (17). – 2002. – С. 6-17.

5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.

6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

7. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

9. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

10. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.

Практическое занятие №2-3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5.

Практическое занятие № 6

Тема: Психология дошкольного возраста.

1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период дошкольного возраста. Познание мира человеческих отношений средствами символико-моделирующей деятельности.

2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Роль различных видов деятельности дошкольника (изобразительная деятельность, элементарный труд, учение, восприятие сказки) в развитии психических процессов и личности дошкольников.

3. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Формирование умственных действий и понятий.

4. Особенности усвоения нравственных норм в дошкольном детстве.

5. Специфика эмоционально-волевой регуляции поведения дошкольника.

6. Личностные новообразования дошкольного возраста.

Литература:

1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

2. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

3. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

4. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.

Практическое занятие № 7.

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

Для студентов 2 курса ФП

Практическое занятие № 1.

Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

Семинар носит проблемный характер, для которого отобраны узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальное содержание учебной дисциплины.

Форма семинара – семинар-дискуссия.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо:

· Используя рекомендованные источники, теоретически проработать узловые проблемы дискуссии.

· Современный психолог Л. Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы.

Проведите сравнительный анализ двух парадигм в исследовании развитии (См. таблицу).

Наши рекомендации