Структура и функции социологии.

Структура социологии:

  1. По характеру знаний:

· Теоретическая (изучает общество и выявляет объективные законы его развития).

· Эмпирическая социология (изучает общественное мнение).

  1. По уровню знаний:

· Микросоциология (личности, малые группы изучает).

· Макросоциология (социальные институты и общество изучает).

· Мегасоциология (международные отношения и глобальные проблемы современности).

  1. По содержанию: социальные системы, общества, личность, культуру, социальные организации, социальные институты, социальную стратификацию (деление на неравные слои), социальные нормы и социальный контроль, социальные конфликты, социальные реформы и революции.

Функции социологии:

1. Теоретическая философия, то есть формулирование объективных законов социального развития.

2. Информационная (перед референдумом 1993 года).

3. Мировоззренческая (то есть формирование культуры мышления и выбора позиции).

4. Прогностическая (прогноз кратковременный).

Социология и другие науки.

Социология взаимодействует со многими науками, но с разными – по-разному:

1. Методологически она связана с естественными науками (это физика, математика, биология).

2. Теоретические (общие теории) связаны с философией, историей, политологией, экономикой, юриспруденцией…

3. Функционально связана с логикой и языкознанием.

4. Практическая связь – социология даёт практические рекомендации (менеджмент, педагогика и медицина (медстатист)).

5. Появление новых наук, то есть при взаимодействии социологии с другими науками появляются другие науки: социальная психология, экономическая социология (de facto – менеджмент) и социальная экология.

Отдельные науки:

  1. История и социология. История изучает события в хронологическом порядке (что, где, когда), а социология выявляет причинно-следственные связи (почему и как).
  2. Экономика изучает производственные отношения, а социология – социальные отношения (межличностные).
  3. Психология изучает чувства и эмоции людей, социология – ценностные ориентации.
  4. Право изучает нормы отношений между людьми, а социология изучает реальные отношения, реальные действия.

Вопрос 3 Становление социологии как науки.

Основные этапы развития социологии:

I. 1840-е – 1880-е годы. Это этап становления социологии.

II. 1880-е – 1920-е годы. Этап классической социологии.

III. 1930-е – по настоящее время. Современная социология.

Детерминанты этапов:

1. Уровень развития общества.

2. Научные парадигмы (смена их, как меняются…).

Характеристика этапов:

I этап – это промышленный капитализм.

II этап – монополистический капитализм.

III этап – государственно-монополистический и транснациональный капитализм (ГМК и ТНК). Появление социологического общества.

Парадигма – это модель, образец построения научной теории.

I этап. Становление социологии как науки. 1840-е – 1880-е годы.

Особенности развития общества на этом этапе:

1) Переход от традиционного общества к промышленному производству.

2) Появление классов буржуазии и пролетариата;

3) Эксплуатация;

4) Капитал;

5) Антагонизм классов.

Основные парадигмы. Их две:

1. Позитивизм.

2. Марксизм.

Позитивизм рассматривает общество как систему, которая развивается по естественным законам (О = ЕЗ).

Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Огюст Конт (1798-1857 годы жизни). Французский философ и социолог.

Основной вклад:

1) Ввёл термин «социология».

2) Под социологией понимал научное изучение явлений общественной жизни;

3) Рассматривал общество как сложную социальную систему;

4) Считал, что общество развивается по законам функционирования (статики) и законам изменения (динамики);

5) Основу общества составляет семья;

6) Конт открыл закон двойной эволюции, то есть социальной и интеллектуальной.

Герберт Спенсер (1820-1903 годы жизни). Английский философ и социолог.

Основной вклад:

1. Положил в основу социологии идею эволюции.

2. Он считал, что общество – это единая система взаимодействующих природных и социальных факторов.

3. Социальная эволюция представляет собой развитие общества по пути его усложнения, дифференциации и интеграции.

4. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности людей.

5. Общество имеет 3 системы органов:

а) Поддерживающие (экономика);

б) Распределительная (социальная сфера);

в) Регулирующая (политическая сфера.

6. Общества бывают военные (традиционные) и промышленные.

Марксизм.

Общество развивается как по естественным, так и по исторически законам (О = ЕЗ, О = ИЗ, одновременно).

Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс…

Карл Маркс (1820-1883 года жизни, с 1842 года работал). Немецкий социальный теоретик.

Основной вклад:

1) Разработка диалектико-материстической парадигмы (диалектика – всё взаимосвязано, первична материя, сознание вторично – бытие определяет сознание).

2) Общество – это естественный исторический процесс, закономерности которого не зависят от воли и сознания людей.

3) Главную роль в обществе играют материальное производство и экономические отношения.

4) Существует диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.

5) Ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации.

Вопрос 4 Западная Классическая социология.

II этап 1880-е – 1920-е годы.

Изменения в обществе: этап монополистического капитализма, характерны империализм, колониализм и борьба за передел мира.

Парадигмы:

1) Социологизм (немного изменённый позитивизм);

2) Антипозитивизм;

3) Психологизм.

Представителем позитивизма был Эмиль Дюркгейм (1858-1917 года жизни). Французский социолог.

Основной вклад:

1) Предмет социологии – социальные факты, то есть идеи, нормы, ценности (не все четыре сфера жизни общества, а только социальная, без политической, экономической и культурной).

2) Социальный факты – это особая реальность, которая не зависит от индивида, но способна оказывать на него давление.

3) Обосновал идею общественной солидарности, он считал, что солидарность может быть механической и органической.

4) Основные теории: теория социального реализма; теория разделения труда; теория социальных институтов; теория девиации (отклонения, бывает положительным и отрицательным); теория аномии («номас» по-гречески «закон», «аномия» – беззаконие; бывают 3 состояния: а) старые законы уже не действуют, а новые – ещё; б) законы есть, но люди их не признают; в) законы есть, но поведение людей им не соответствует); теория самоубийства.

5) Исследовал роль коллективного сознания (религию, мораль, право).

6) Развил концепцию религии без бога.

Антипозитивизм. Общество развивается по своим собственным (социальные) законам (О = СЗ).

Макс Вебер (1864-1920 годы жизни). Немецкий социолог, социальный философ, историк.

Его вклад:

1. Основоположник понимающей социологии.

2. Разработал методологию познания.

3. Предмет социологии – это социальное поведение.

4. Разработал теории:

а) Идеальных типов;

б) Эмпирической реальности;

в) Социального действия;

г) Рациональности (бюрократии);

д) Генезиса капитализма.

5. Социология права.

6. Политическая социология.

7. Социология религии (протестантская этика).

Методология познания Макса Вебера:

1) Использование логических приёмов, которые:

· Позволяют делать широкие обобщения;

· Дают возможность сводить элементы действительности к их причинам.

2) Оперирование понятиями.

3) Разведение оценочных суждений и теоретический операций.

Задача социологии: понять действительную жизнь в её своеобразии.

Психологическое направление социологии.

Сведение социального к психологическому: объяснение всех общественных явлений из психических процессов в индивиде.

Представители: Лестер Уорд (основоположник), Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Черльз Кули.

Вклад направления:

· Общество развивается на основе разумного управления.

· Первичные социальные факты – желания индивида или представления людей друг о друге.

· Основная историческая сила – «народный дух».

Заслуга представителей:

Привлекли внимание к проблемам общественного сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Габриэль Тард (1843-1904 года жизни). Французский социолог.

Его вклад:

1) Задача социологии – в изучении законов подражания;

2) Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний;

3) Объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания.

Вопрос 5 (выбери, по возможности, главное) социологическая мысль в России

Зарождение российской социологии приходится на пореформенный период (1861 г.).

На процесс ее становления оказали воздействие особенность исторического развития России, своеобразие культурных традиций и специфика гуманитарной мысли. Подобно тому, как развитие капиталистических отношений в западноевропейских странах обусловило во многом, позитивистское направление в обществоведческих науках, так и в нашей стране первоначально эволюция социологии происходила в позитивистском ключе. Ее субъективная ориентация была предопределена живучестью народнических традиций.

Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход.

Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский.

Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются:

- натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова);

- субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский);

- психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти);

- плюралистическая (М.М.Ковалевский).

На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями:

- cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский);

- русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий);

- религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев).

Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству.

Положение социологической науки в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось почти десятилетним взлетом, а затем ее забвением до 1960-х годов. Рассматривая состояние социологической мысли в Советской России, следует отметить, что первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались продолжающимся развитием социологической мысли. В качестве примера можно привести творчество П.А.Сорокина, А.А.Богданова и др.

Ко второй половине 20-х годов общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с "буржуазной социологией", а покончили с социологией вообще. После 20-х годов последовал продолжительный период затишья - на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы. Социологи 50-60-х годов, или как, их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу - не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822-1885), М.М.Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889-1968).

Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.

В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии – сектор труда и быта рабочего класса.

Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.

На современном этапе отечественная социология переживает достаточно сложный период превращения в самостоятельную научную дисциплину. Для российской социологии характерен переход от социально-философской тематики (исторического материализма) к собственно социологической, акцентирование внимания не на методологических (инструментальных, операционных) проблемах, а на концептуальных (смысловых) и ценностных (этических). Социологи все больше начинают изучать конкретные, частные стороны социальной реальности. Наблюдается отход от преимущественного изучения объективных факторов в общественном развитии к преимущественно субъективным факторам.

Наши рекомендации