Глобальная система. Информационное общество.

В социологии идея междугородной системы, распространенная в исследованиях в области политики и международных отношений, сменилась представлением оглобальной системе. Это подразумевает существование определенных процессов глобализации, которые вследствие их незаменимости от политики наций-государств и национальных сообществ невозможно объяснить с помощью традиционной логики развития стран. Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, определили два процесса глобализации, а их коллеги, изучающие «третий мир», установили существование третьего.

1. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является процесс экономический, а именно характерные для конца XX в. экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основанную на транснациональных корпорациях (ТНК), являющихся основными действующими лицами современной экономики. Начиная с середины 1960-х гг. мировая торговля испытала значительное ускорение. Величина общемирового экспорта, составляющая 1965 г. 94 млрд. долларов США, к 1986 г., по данным Мирового банка, возросла до 1,365 млрд. Этот рост во многом являлся результатом растущего господства ТНК в мировой торговле. За последние два десятилетия произошла трансформация ТНК вследствие глобализации производства, отделяющей процессы проектирования, производства и маркетинга товаров и услуг от национальных экономик. Доходы наиболее крупных ТНК выше, чем доходы небольших стран. Их деятельность, распространенная по всему миру, во многом осуществляется вне контроля со стороны какого-либо государства, а в своих внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрирует экономическую деятельность в мировом масштабе.

2. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку консюмеризм (consumerism — стратегии потребительства) распространился по всему миру и заменил или дополнил более локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации (которые, главным образом, также являются собственностью транснациональных компаний). Технологические изменения в области телекоммуникаций также способствовали распространению однородной потребительской культуры.

3. Что касается сферы политической, некоторые социологи отмечают признаки международной менеджерской буржуазии или транснационального капиталистического класса. Исследования некоторых обществ «третьего мира» установили наличие групп (часто обозначаемых, как «компрадорские»), чьи интересы попадают под интересы ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с последними пользой для собственного общества. Такие группы служат интересам транснациональных компаний и, как считалось, способствуют утверждению господства потребительской культуры. Однако понятие транснационального капиталистического класса остается неразвитым и не вполне эмпирически обоснованным. Социология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития. До сих пор она развивалась неравномерно, более пристальное внимание, уделяя анализу роли ТНК и менее — культурным и классовым аспектам глобализации.

Информационное общество и электронное правительство

В конце XX в. стали проявляться отчетливые изменения в развитии цивилизации, связанные с переходом в стадию информационного общества. Для информационного общества характерна радикальное изменение социальной структуры, за счет снижения числа работающих в традиционных сферах и, соответственно, резкого увеличения (не менее 50%) занятых в информационной сфере. При этом информация выступает как некая универсальность: она одновременно является и предметом труда, и средством труда, и продуктом труда.

К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

• формирование единого информационно-коммуникационного пространства как внутри страны, так и в глобальном масштабе;

• становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

• создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

• повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификаций, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

• создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического раз-

вития.

Изменение технологической базы общества ведет к изменению характера труда. В информационном обществе

возникают более творческие и независимые виды труда, которые не пригодны для конвейеризации. Элитой нового общества являются люди, обладающие теоретическими знаниями, а не землей и капиталом.

Было бы заблуждением считать, что в будущем обществе потребление информации заменит потребление энергии и материальных продуктов. В информационном обществе технический прогресс позволяет получить значительные результаты с меньшими затратами труда, природных ресурсов, энергии. Важно отметить и то, что в информационном обществе информационное неравенство будет усиливаться. Свобода доступа к информационным ресурсам государства не подразумевает бесплатного доступа к ресурсам частных фирм, которые, вкладывая значительные инвестиции в получение и рациональную обработку информации, имеют право не делиться полученными знаниями с другими структурами общества. Проблемами информационного общества занимались такие известные ученые, как Д. Белл, О. Тоффлер, Э. Пестель, Р. Коуз, К. Эрроу.

Англоязычный термин e-Government толкуется намного шире, чем «электронное правительство» или даже более правильное — «электронное управление государством». В России концепция «электронного правительства» лежит в основе Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Современный подход к взаимодействию граждан и государства исходит из того, что государственные институты должны внедрять современные телекоммуникационные технологии и за счет этого повышать эффективность управления, а также снижать затраты на предоставление различных услуг (выдачу справок, лицензий, прием налоговых отчетов и т. д.). Мировой опыт показывает, что модель электронного правительства естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура.

В числе функций «электронного правительства»: автоматизация отношений и документооборота между ведомствами, обеспечение «прозрачности» и эффективности отношений государственных органов и бизнеса при осуществлении закупок работ (услуг) для государственных нужд, автоматизация расчетов по налогам, организация обратной связи с гражданами.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), лежащее в основе концепции «электронного правительства», является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, в государственном и негосударственном секторах экономики. Не менее важным результатом внедрения концепции «электронного правительства» является создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет.

Наши рекомендации