Место социологии в системе социально-гуманитарных наук.
Место социологии в системе социально-гуманитарных наук.
Социология, являясь социальной, или поведенческой, наукой, отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства), с другой. Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука – имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отличаются друг от друга.
Из перечисленных наук антропология и социология больше других имеют общую точку приложения сил. Главное различие между ними заключается в том, что антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам. Бесценный вклад антропологии заключается в понятии «культура». Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма – привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы.
Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от техноцентризма – принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исторические периоды. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из истории. В отличие от социолога историк, имея дело с прошлым поведением и уникальными событиями, не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках (опрос, анкетирование и т.п.).
Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. В социальной психологии – области, расположенной частично в социологии, а частично в психологии – объектом исследования выступает индивид в группе. Одно из центральных понятий этой дисциплины — понятие «Я» («Self»), которое обозначает личность, социализированную человеческой группой.
Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким же поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Функции социологии
Функции социологии определяются достаточно однозначно, так как в общем плане они не отличаются от функций любой другой научной дисциплины. Основными функциями являются: гносеологическая, критическая, аксеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая.
Гносеологическая функция реализуется в системе познавательных средств науки, в качестве которых выступают общие и специальные теории, раскрывающие законы функционирования и развития как общества в целом, так и отдельных его сторон и звеньев. К средствам познания относятся также приемы и методы сбора первичной эмпирической информации, логические и математические приемы обработки этой информации, средства описания фактов и их объяснения. С гносеологической функцией социологии связана ее критическая функция, так как познание предполагает критическое осмысление уже имеющихся социологических теорий, социологического знания в целом и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция не обходится без соответствующей оценки изучаемых объектов, поэтому она дополняется аксеологической функцией.
Прогностическая функция реализуется в системе общих суждений, которые описывают возможные состояния и процессы социальной системы в будущем, дают научное прогнозирование социального развития общества и его отдельных подсистем.
Праксеологическая функция связана с прикладной социологией и реализуется в практических рекомендациях, которые социологи предлагают своим заказчикам. Эти рекомендации служат основой для принятия конкретных управленческих решений, что свидетельствует об активной роли и значимости социологии в реальной жизни человеческого общества.
Идеологическая функция связана с тем, что социология как научная дисциплина не может не отражать социальные интересы различных слоев общества, так как они непосредственно входят в предмет этой науки. По этой причине социологические теории различаются не только по моделям структурной организации общества, того или иного объяснения его природы, но и по принципам политической ориентации тех или иных авторов. Следовательно, социология (особенно в ранге своих общих теорий) просто не может выйти за пределы идеологических предпочтений, в какой-то мере она является теоретическим обоснованием соответствующих политических идеалов.
Место социологии в системе социально-гуманитарных наук.
Социология, являясь социальной, или поведенческой, наукой, отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства), с другой. Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука – имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отличаются друг от друга.
Из перечисленных наук антропология и социология больше других имеют общую точку приложения сил. Главное различие между ними заключается в том, что антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам. Бесценный вклад антропологии заключается в понятии «культура». Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма – привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы.
Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от техноцентризма – принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исторические периоды. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из истории. В отличие от социолога историк, имея дело с прошлым поведением и уникальными событиями, не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках (опрос, анкетирование и т.п.).
Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. В социальной психологии – области, расположенной частично в социологии, а частично в психологии – объектом исследования выступает индивид в группе. Одно из центральных понятий этой дисциплины — понятие «Я» («Self»), которое обозначает личность, социализированную человеческой группой.
Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким же поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Функции социологии
Функции социологии определяются достаточно однозначно, так как в общем плане они не отличаются от функций любой другой научной дисциплины. Основными функциями являются: гносеологическая, критическая, аксеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая.
Гносеологическая функция реализуется в системе познавательных средств науки, в качестве которых выступают общие и специальные теории, раскрывающие законы функционирования и развития как общества в целом, так и отдельных его сторон и звеньев. К средствам познания относятся также приемы и методы сбора первичной эмпирической информации, логические и математические приемы обработки этой информации, средства описания фактов и их объяснения. С гносеологической функцией социологии связана ее критическая функция, так как познание предполагает критическое осмысление уже имеющихся социологических теорий, социологического знания в целом и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция не обходится без соответствующей оценки изучаемых объектов, поэтому она дополняется аксеологической функцией.
Прогностическая функция реализуется в системе общих суждений, которые описывают возможные состояния и процессы социальной системы в будущем, дают научное прогнозирование социального развития общества и его отдельных подсистем.
Праксеологическая функция связана с прикладной социологией и реализуется в практических рекомендациях, которые социологи предлагают своим заказчикам. Эти рекомендации служат основой для принятия конкретных управленческих решений, что свидетельствует об активной роли и значимости социологии в реальной жизни человеческого общества.
Идеологическая функция связана с тем, что социология как научная дисциплина не может не отражать социальные интересы различных слоев общества, так как они непосредственно входят в предмет этой науки. По этой причине социологические теории различаются не только по моделям структурной организации общества, того или иного объяснения его природы, но и по принципам политической ориентации тех или иных авторов. Следовательно, социология (особенно в ранге своих общих теорий) просто не может выйти за пределы идеологических предпочтений, в какой-то мере она является теоретическим обоснованием соответствующих политических идеалов.