П.А. Сорокин: судьба и творчество.
"коперник" социологии.
жизнь в творчестве делится на 2 периода: российский и американский.
российский - был бихевиористом. бихевиоризм - учение о поведении животных и людей по принципу внешнего воздействия.
работа сорокина, которая называется социальная революция написана в рамках бихеаристкого подхода. Сорокин утверждал, что соц революция вызвана не только социальными но и биологическими причинами.
R - революция.
S - стимул
S -> R
S1 - количество и качество еды
S2 - инстинкт самосохранения
S3 - неравенство возможности удовлетворять сексуальные потребности
S4 - неравенство в количестве собственности.
революция - это девиация это худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс, т.к. чтобы она не добивалась достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой.
Требования к проведению соц. реформ: 1) реформы не должны противоречить базовым инстинктам людей; 2) реформа проводится на малом соц объекте; 3) реформ должны предшествовать научные анализ и прогноз; 4) реформы должны проводится правовыми методами.
Американский период. 1. разрабатывает теорию соц мобильности и соц стратификации. соц мобильность - это перемещение в соц пространстве. существует горизонтальная мобильность когда перемещение происходит в рамках одной группы, и вертикальная из однй гр в другую.
соц лифты - это образование, армия, спорт...
т. социально-культурной динамики. сорокин отвергал идею прогресса. общество развивается циклично и происходит это благодаря смене культур.
типы культур: 1) религиозная; 2) идеалистическая - доминирование дух. ценностей.
смена культур сопровождается кризисом и возникает состояние аномии (отсутствие доминантных норм и правил в обществе)
т. альтруистической любви, она спасет мир
10. Общество и социальные системы. Типология обществ.
О́бщество — 1) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.4) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями).
Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект.
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.
Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.