Социологическое исследование: структура, виды, функции.
Социологические исследования представляют целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания о исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. В соответствии с характером исследовательской деятельности, выделяют эмпирические и теоретические исследования.
Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теоретическое социологическое исследовани имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования.
В зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, кратности исследования выделят различные виды социологических исследований.
Виды социологических исследований:
n Разведывательные,
n Пилотажные,
n Описательные,
n Аналитические,
n Точечные («срезовые»),
n Повторные: трендовые, панельные, лонгитюдные.
Социологическое исследование представляет собой сложную научную процедуру, которая состоит из ряда стадий и этапов.
Стадии проведения социологического исследования:
1.Подготовительная стадия (подготовка программы исследования),
2.Полевая стадия (сбор первичной информации),
3.Заключительная стадия (обработка информации, формулирование рекомендаций и выводов).
Этапы организации соц. исследования:
n Разработка сетевого плана-графика,
n Подготовка материально-технической базы,
n Подготовка поля исследования,
n Подготовка исследовательской группы,
n Проведение полевого исследования,
n Организация обработки и анализа социологической информации,
n Подготовка итогового отчёта.
Важнейшей частью исследования является программа. Программа социологического исследования– это специализированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ её выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа конкретного исследования выполняет три основные функции: теоретико-методологическую функцию (призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы её решения); методическую функцию (заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов); организационную функцию (состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов) [1, с. 295].
При составлении программы социологического исследования формулируются:
n Объект исследования,
n Предмет исследования,
n Цель исследования,
n Гипотеза исследования,
n Основные понятия (осуществляется операционализация, интерпритация понятий).
Также разрабатывается инструментарий исследования (например, анкета и др. документы).
Как правило, социологические исследования являются выборочными: изучается не весь социальный объект, а его определённая часть – выборочная совокупность. Это вызвано тем, что социальные явления, имеющие массовый характер не могут быть исследованы «сплошным» способом, т.к. это требует значительных затрат. Выборочный метод призван реконструировать интересующие свойства объекта исследования на меньшем количестве обследуемых единиц. Выборочная совокупность (выборка) –это та часть социального объекта, которая подлежит изучению исследователя. Генеральная совокупность – все элементы, входящие в объект исследования. Способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной совокупности называют репрезентативностью. В соответствии с целями и задачами исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объём выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах [1, с. 305].
Таким образом, проведение социологического исследования требует специальной подготовки и, порой, осуществляется усилиями целого научного коллектива специалистов. Например, проблема энергетического обеспечения производства в Республике Беларусь породила вопрос об отношении населения к различным вариантам энергообеспечения, включая строительство атомной электростанции. Поэтому, в 1995, 1997 г. Институт социологии Национальной Академии наук проводил прикладное социологическое исследование задачей которого было изучить отношение населения к различным вариантам развития энергетики.
Некомпетентно проведённое социологическое исследование приводит к ошибочным результатам. В тоже время, доказано, что информации о результатах социологических опросов влияет на сознание населения (например, в политике). Поэтому, важно чтобы социологические исследования проводились компетентными специалистами.
10.Развитие социологии в Беларуси.
Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Условно можно выделить следующие этапы становления и развития социологии в Беларуси:
1. Социологическая мысль дореволюционного периода.
2. Социологическая мысль советского периода.
3. Постсоветский (современный) период развития социологии [1, с. 48 – 49].
Первый период – это предыстория социологии. Некоторые социальные проблемы освящены в произведениях белорусских общественных деятелей и литераторов различных эпох: К. Туровского, Ф. Скорины, А. Волана, Н. Гусовского, Л. Сапеги, Я. Борщевского, А. Рыпинского, В. Дунина-Марцинкевича, В. Ластовского, К. Калиновского, А. Гаруна, Я. Коласа, Я. Купалы и др. Процесс институционализации социология в Беларуси начался в 20 – х. г. ХХ ст. [1, с. 49].
Значимым для социологии в Беларуси оказалось открытые Белорусского государственного университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии [13].
На базе Института белорусской культуры (1922 г.), позднее преобразованного в Академию наук Беларуси (1929 г.) проводились исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Карский, С. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. Игнатовский, М. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Вольфсон, Б. Быховский), образования и воспитания (С. Василевский, А. Гайваровский, С. Риверс). Работы этих учёных получили широкую известность в республике и за ее пределами.
В 1927 году в Минске вышла в свет коллективная монография «Рабочая молодежь в Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе с Б.Я. Смулевичем. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес представляет и работа С.Я. Вольфсона «Социология брака и семьи», вышедшая в Минске в 1929 г. Таким образом, в Беларуси в 20-е годы отчетливо прослеживается тенденция в научному осмыслению социально-политических процессов, происходивших в период Советской власти [13].
В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима. Социологические исследования как в СССР в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Фактически к 1937 – 1938 гг. социология как самостоятельная наука перестала существовать [16, с. 37]. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.
Вновь оживляется интерес к социологической проблематике в 50-60 г. ХХ в., хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.
В 1968 году в составе академического института философии и права был создан сектор конкретных социологических исследований, который возглавил профессор Т.П. Давидюк. В 1976 г. учреждено белорусское отделение Советской социологической ассоциации (первый председатель – Г.П. Давидюк). В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии в БГУ. В 80-е г. ХХ ст. опубликован ряд коллективных монографий по социологии: «Социальное планирование в первичном коллективе» (1973, под редакцией Г.П. Давидюка и И.Я. Писаренко), «Социальный эффект соревнования» (1976, под редакцией Г.П. Давидюка и И.Я. Писаренко), «Управление социальными процессами в коллективе: классовый подход» (1985, под редакцией В.Н. Иванова и И Я. Писаренко); «Образ жизни и планирование социальных процессов» (1986, под редакцией Г. Асмана и И.Я. Писаренко); «Некоторые проблемы формирования политической культуры молодежи» (1986, Д.Г. Ротман, Л.А. Соглаева, А.Н. Данилов); «Студенческое самоуправление: состояние, проблемы, перспективы» (1988, Ж.М. Грищенко, Д.Г. Ротман, Л.А. Соглаева); «Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения» (1989, В.А. Балцевич, С.Н. Бурова, А.К. Воднева, Л.М. Горбатенкова, А.Н. Данилов, Н.А. Местовский, Д.Г. Ротман, Л.А. Соглаева) и др. [13]. В 80-90 г. ХХ ст. выходят и другие труды белорусских социологов. В Академии наук Беларуси создаётся Республиканский центр социологических исследований [1, с. 51].
Таким образом, советский период в развитии белорусской социологии характеризовался противоречивыми тенденциями. С одной стороны, господство коммунистической идеологии сдерживало развитие социологии, с другой стороны, наличие социальных проблем приводило к потребности в социологических исследованиях и центрах.
В современный (постсоветский) период в Республике Беларусь существуют научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Социологические центры функционируют в виде специализированных структур социологического профиля – институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, секторов и т.д. Наряду с государственными существуют общественные, акционерные, частные социологические службы. Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Беларуси, созданный в 1990 г. на базе Республиканского центра социологических исследований (первый директор: профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов). В настоящее время Институт социологии возглавляет И.В Котляров [17, с. 34]. Институт ежегодно осуществляет выпуск научных трудов, ведёт подготовку аспирантов. За 20 лет деятельности его сотрудниками защищено более 20 докторских, около 40 кандидатских диссертаций, опуликовано более 150 монографий, учебников и учебных пособий. В институте проводятся конференции по широкому кругу актуальных социологических проблем [16, с. 41].
В 1997 г. был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в структуре которого функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера [3, с. 1220].
При государственных органах исполнительной власти также существуют научные подразделения, которые занимаются изучением общественного мнения, например: Научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома; Могилёвский областной социологический центр.
В Белорусском государственном университете в составе факультета философии и социальных наук существует отделение социологии, осуществившее первый выпуск специалистов в 1994 г. Кафедру социологии, которая открылась в 1989 г. возглавил профессор А.Н. Елсуков. Сегодня кафедра социологии является крупным научным подразделением факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. С 2005 г. кафедрой социологии заведует член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 18 штатных сотрудников. За период работы кафедры ее сотрудниками подготовлены фундаментальные издания по различным проблемам социологии, а также учебные пособия по основным и специальным курсам социологии. Публикации преподавателей кафедры социологии посвящены актуальным проблемам современного общества; вопросам истории, методологии и методики социологии; отражают результаты крупных социологических исследований и научно-исследовательских проектов. Преподаватели кафедры являются авторами научных монографий, учебных и методических пособий, учебно-методических комплексов, статей в отечественных и зарубежных научных журналах, в сборниках научных трудов [15]. Так, только в 2008 году сотрудниками кафедры издано: 10 монографии, 2 учебных пособия, 2 учебно-методических комплекса, 58 научных статей (в том числе в зарубежных изданиях) [13].
В 2003 г. в Беларуси была издана первая «Социологическая энциклопедия» (под общей редакцией А.Н.Данилова), которая в полной мере отвечает современному уровню социально-гуманитарного знания.
В республике осуществляется подготовка кандидатов и доктора социологических наук. Первыми докторами социологических наук, подготовленными в республике стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий, А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др.
Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и политических исследований БГУ, образовавшийся в 1996 г. (руководитель – Ротман Д.Г.) [4, с. 1221]. Центр ведет научные социологические разработки по следующим направлениям:
- исследование проблем молодежи (политическое и патриотическое воспитание, отношение к учебе и труду, досуговые проблемы и др.);
- мониторинг политической и экономической ситуации в стране;
- изучение особенностей электорального поведения граждан Беларуси;
- изучение межэтнических и религиозных отношений в обществе;
- изучение рынка и рекламы.
Центром осуществляются и фундаментальные разработки и оперативные социологические замеры.
Из числа социологических организаций негосударственной формы собственности, возникших в 90-е г. ХХ ст. следует отметить исследовательское частное предприятие (лабораторию «НОВАК»), «Независимый институт социально-экономических и политических исследований» [4, с. 1221].
18.Социально-этнические и национальные отношения в современном мире.
Ряд ученых рассматривают этнос как социокультурное явление, как общность, обладающую этническим самосознанием, т.е. обладающими общими чертами, стабильными особенностями культуры психологического склада, сложившиеся на определенной территории. Естественнойпредпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения.
Показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание— чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. В его формировании существенную роль играет знание истории своего народа, а также обычаи, традиции, фольклор, передаваемые из поколения в поколение.
Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация. Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве. Нация — исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, поскольку именно этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе на территории нашей страны и нашей республики. Одной из важнейших проблем социально-политического развития общества является этносоциальная стратификация, которая выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем. Любая этническая культура включает набор представлений о других народах и их представителях. Это так называемые этнические стереотипы. Разновидностью этнического стереотипа является этнический предрассудок. (например расизм)
В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Рассматриваются такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур и т.п. На формирование национальной идеи воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций.
Саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к связи наций усиливается с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции.
19.Социально-демографическая структура общества.
Общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Социальная структура общества - это расслоение и иерархическая организация различных слоев общества. Социальная структура состоит из следующих подструктур: этнической, демографической.
Социально-демографическая структура - это статистические параметры таких явлений, как рождаемость, смертность, брачность, миграционный обмен населением между городом, деревней, между различными территориями. Каждая из указанных структур характеризует состав населения по следующим признаками: пол; возраст; семейной состояние; место рождения; место проживания в данной местности.
Половозрастная структура является комбинацией - пола и возраста. Относительно
пола, то речь идет о соотношении между мужчинами и женщинами среди населения определенной территории, возраста - о соотношении между лицами разного возраста. Возрастная структура общества изучает социальные проблемы всех категорий населения - как молодежи, так и пожилых людей. В социологии существуют специальные отраслевые социологические теории: социология молодежи и социология старения. Молодежь как объект социального исследования представляет собой большую общественную группу в возрастных границах 16-30 лет. Предметом социологии является изучение места и роли молодежи в социальной структуре общества, форм проявления и механизмов действий закономерностей социального развития в молодежной среде. Проблемы пожилых людей, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре - все это еще не стало предметом специальных исследований.
Социально-поселенческая) структура - одна из разновидностей социальной структуры общества. Одним из факторов видоизменения социально-поселенческой структуры выступает урбанизация Основной социальный смысл урбанизации заключается в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографичную структуры населения, его образ жизни, культуру, расселения. Миграции населения - второй основной фактор развития социально-поселенческой структуры . Это процесс, связанный с перемещением населения в регионы жизненно стабильного общества.
20.Сущность, типы и функции семьи
Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Также - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи.
Типы:1)В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время, полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. 2) Виды семей в зависимости от структуры родственных связей: а)простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей; б)расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей. 3) Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
а)эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);б)экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
4) Виды семей в зависимости от местожительства супругов: а)патрилокальные - молодые живут в семье мужа; б)матрилокальные - в семье родителей жены; в)неолокальные - поселяются отдельно от родителей. 5)Типы семей в зависимости от критерия семейной власти: а)матриархат — власть в семье принадлежит женщине; б)патриархат - во главе стоит мужчина;в) демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
Функции. Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:1. репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи; 2.воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей; 3. хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 4.экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
5. функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи: 6. духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи; 7.социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 8. досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 9. эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.
Нормальная семья –можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты, создаются условия для социализации детей.
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. Конфликтные: Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Кризисные :Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Проблемные: появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов.
21.Сущность социальной экологии. Перспективы решения экологических проблем.
Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы. Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы. Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Социальная экология как междисциплинарная наука базируется на трех типах методов: 1) естественнонаучных, 2) гуманитарных наук и 3) системных исследований, объединяющих естественнонаучные и гуманитарные исследования.
Основные пути решения экологических проблем: а) Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Его научной и философской основой может стать учение о ноосфере и об идее гуманизма к природе. б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Важнейшими элементами экологической политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть основанными на реальных возможностях. в) Формирование современного экологического законодательства. Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики. Основные характеристики современного экологического законодательства включают:
• создание системы специальных законодательных актов в области окружающей среды, актов природоресурсного законодательства, • формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических требований; • гармонизация с экологическим законодательством Европы и мира.г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов: • комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;• организации управления исходя не только из административно-территориального, но и природно-географического районирования страны; • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов. д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений. е) Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения. Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями заинтересованной общественности, – важное направление, предпосылка повышения эффективности природоохранительной деятельности государства. ж)Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов.
Предмет социальной экологии - взаимоотношения общества и природы; основная задача - гармонизация этих отношений. Если гармония будет достигнута, то существующая ныне социоприродная система фактически будет представлять новое состояние биосферы.
25.социологический анализ религий
1. Религию можно определить как "систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным". Можно выделить следующие основные элементы религии:
а) группа верующих;
б) интерес к явлениям, которые считаются священными и сверхъестественными;
в) вероисповедание, или специфическая система верований;
г) ритуалы, или образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам;
д) представление о "праведном" образе жизни.
2. Существует несколько способов классификации религий. Первый систематизирует религии по названиям, данным их представителями (протестантами, католиками и пр.). Другой способ (называемый системой Беллаха) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Беллах выделил пять следующих категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннемодерную и модерную. Третья система, предложенная Вебером, акцентирует внимание на характере верования о спасении души - следует ли избрать пассивный (мистицизм) или активный (аскетизм) способ спасения души в этом или ином мире.
3. К религиозным организациям относятся церковь, секта, деноминация и культ. Церковь тесно связана с обществом и действует внутри него. Секта отвергает ценности господствующего общества и, как правило, требует "обращения" верующих и преданности определенным верованиям и ритуалам. Деноминация или вероучение - промежуточная форма между церковью и сектой. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с другими деноминациями для привлечения новых членов. Наконец, культ можно считать сектой, придерживающейся крайних воззрений и призывающей к радикальным изменениям личности и общества.
4. Религия отличается от колдовства тем, что она сама по себе является самодостаточной целевой ценностью жизни, в то время как колдовство лишь средство достижения каких-то целей. Однако во многих религиях содержатся элементы колдовства.
5. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни.
6. Дюркгейм полагает, что социальная функция религии -отражение и укрепление общественных связей. Особенно яркое воплощение эта функция находит в исполнении ритуалов.
7. Сторонники конфликтологической теории утверждают, что религия поддерживает господство одних групп общества над другими. Низшим классам внушают надежду на лучшую жизнь в ином мире, что отвлекает их от проблем земных. В теории конфликта подчеркивается взаимосвязь между религиозными движениями и политическими конфликтами.
8. Религия может способствовать социальным переменам. В знаменитом исследовании Вебера выявлена связь между кальвинистскими верованиями, протестантской трудовой этикой и развитием капитализма. Недавние события в мире также подтверждают влияние религии на общество, например революция в Иране.
9. Для религиозной жизни многих современных обществ характерны плюрализм и высокая степень терпимости. Различные религиозные группы занимают разные социальные позиции. Степень религиозной активности в большей мере влияет на особенности социального взаимодействия, чем формальное членство в определенной деноминации.
10. Трудно оценить религиозность, или религиозное чувство. Посещаемость церкви нельзя считать надежным показателем религиозности, поскольку некоторые люди ходят в церковь и по другим причинам. В то же время бывает так, что подлинно религиозные люди не посещают церковь.
11. Для современной религии характерна тенденция к секуляризации - религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, религия утрачивает свое социальное влияние. Развитие науки, установление национального государства, распространение капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии, утрата связи людей с общностью и конкуренция церкви с другими институтами способствуют секуляризации. В ответ на эту тенденцию организованная религия стала проявлять стремление к экуменизму - достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями;
12. В период 60-х и 70-х годов возникло много новых религий в ходе процесса, названного новым религиозным сознанием. Выделены три типа новых вероучений: религии восточного происхождения ("Сознание Кришны"), учения, связанные с развитием потенциальных возможностей человека (учение Сильвы об "управлении разумом") и харизматические религии (например, Церковь единения). Обычно эти верования привлекают молодых образованных людей, жизненные цели и позиции которых еще не определились.