Тема 6. Социологическое исследование: понятие, этапы и виды

Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции, виды и этапы. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа социальных и правовых явлений. Методы обработки информации.

Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологические исследования и развитие правовой науки: проблемы и пути реализации. Социально-правовые исследования и юридические практики. Эмпирические методы в изучении правовых явлений. Социологическое моделирование как метод исследования социальных и правовых отношений и процессов.

Экспертный подход в исследовании права и правовых явлений.

Проведение социологических исследований в Российской Федерации как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и правовой безопасности.

Лекции

Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых.

Назначение лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.

Основное назначение лекционного курса для специалиста заключается в том, чтобы помочь студентам вникнуть в предмет и правильно организовать самостоятельную работу студентов над курсом «Социологии» в течение срока изучения дисциплины, направить и организовать самостоятельную познавательную и творческую деятельность студентов. Эффективность небольшого лекционного курса по «Социологии» зависит от проблемного, концентрированного изложения основных тем курса. В связи с этим наиболее приемлемыми являются обзорные лекции по сквозной тематике. В лекциях должно присутствовать гармоничное сочетание доступности изложения и высокого теоретического содержания.

Зачем ходить на лекции? Чем заняться на лекции? Есть четыре причины, по которым стоит ходить на лекции.

Непосредственное общение. Человек лучше и легче усваивает информацию при непосредственном общении. Эффект непосредственного присутствия увлеченного, талантливого, знающего специалиста трудно чем-то заменить. Французский лексикограф П. Буаст считал, что кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает жатву.

Возможность задавать вопросы. Дети учатся в 25 раз быстрее взрослых. Почему? Они спрашивают! Таким образом, задавая вопросы, обучаемый думает агрессивно и усваивает информацию лучше. Вопросы помогут разобраться в том, что излагает преподаватель, связать новое с тем, что обучаемому уже известно по данной теме. В вопросах нет ничего зазорного. Обучающийся приходит на лекцию учиться. Преподавателю платят деньги за то, чтобы он учил обучающихся. Это надо использовать. Если вопросы появились, то их надо задать. Иначе объем неусвоенного материала будет только возрастать. Необходимо записывать вопросы по мере изложения преподавателем материала лекции и задать их в конце лекции или тогда, когда об этом спросит преподаватель.

Основные ориентиры. На лекции дается не весь материал, а опорные пункты, помогающие не утонуть в море информации, понять цель изложения материала, уловить логическую последовательность изложения. Усвоив изложенный материал на лекции, обучающийся обязан еще и работать самостоятельно, читать литературу, даваемую для подготовки к семинарским занятиям. Но основой для понимания будет все-таки лекция и написанный обучающимся конспект. Правильно написанный конспект лекции помогает усвоить до 80% изложенного преподавателем материала.

Последние достижения науки. Может так случиться, что учебник, полученный обучающимся в библиотеке, безнадежно устарел. Преподаватель готовится к лекции, учитывая последние достижения науки. Знания – это не мертвый груз, который нужно донести до экзамена или зачета, а потом выбросить, а информация, которую можно применить на практике и в жизни. Меняется жизнь – развивается наука.

Лекции должны стать для студентов путеводителем в лабиринте социологических проблем.

Наши рекомендации