Процесс институционализации.

Как появились в обществе социальные институты? Появление социальных институтов – это ответ на социальные потребности. Так беспорядочные экономические ссоры превратились в упорядоченную конкуренцию, желание узнать истину – в упорядоченные научные исследования, свобода сексуальных отношений в первобытном обществе – в семью. Произошла замена спонтанного, экстремального с точки зрения выживания в обществе поведения на предсказуемое, которое ожидается, регулируется законом, т.е. процесс институционализации.

Институционализация (англ. institutionalization) – это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности [1, с. 91].

Т.о. институционализация – процесс возникновения социальных институтов. Институты возникают спонтанно. Хотя этот процесс и может осознаваться людьми, суть его определяется социальными условиями. Люди могут корректировать этот процесс грамотной управленческой деятельностью.

Этапы институционализации:

n Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных действий,

n Формирование общих целей,

n Появление социальных норм и правил,

n Появление процедур, связанных с нормами,

n Институционализация норм и правил,

n Установление системы санкций,

n Создание системы статусов и ролей [3, с. 251].

Замечено, что все социальные институты, несмотря на специфические различия, имеют общие признаки с другими социальными институтами. О возникновении социального института говорят тогда, когда появляется некая организованная система связей, которая удовлетворяет определённую потребность в обществе и обладает рядом признаков.

Признаки социального института:

n Наличие установлений,

n Крупномасштабная общность,

n Наличие кадров и ресурсов,

n Длительность действия,

n Интегрированность в систему общества,

n Наличие стандартов поведения людей,

n Принятие законов, санкций для поддержания социального института [1, с. 91].

Финалом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами чёткой структуры статусов и ролей, одобряемых большинством участников социальных институтов.

Индивидуальные роли в институциональном поведении.

Основными составляющими элементами любого социального института являются люди. Именно они осуществляют деятельность в рамках социального института, выполняют определённые социальные роли.

Институционализированная социальная роль – это наиболее постоянная в данном социальном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается.

Институциональная роль уравнивает индивидуальные качества людей, например, от начальника требуется строгость. Сама роль предусматривает отбор среди индивидов. Предполагается, что выполнения ролей требует от индивида определённых качеств (например, от начальника – умения организовать людей, от студента – умения самостоятельно добывать знания). Однако, в рамках роли возможны варианты индивидуального поведения (например, строгий и весёлый учитель). Индивидуальные черты в институциональных ролях могут быть различными. Устойчивость институциональных ролей обуславливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при их исполнении (например, один и тот же человек выступает в качестве строгого руководителя на работе и заботливого отца в семье).

Социальные организации.

Понятие организация употребляется в трёх смыслах:

Во-первых, под организацией понимается учреждение, выполняющее определённые социальные функции. В этом случае говорят о государственных, политических, общественных, производственных, строительных, сельскохозяйственных и др. организациях.

Во-вторых, под организацией понимается степень упорядочения элементов структуры, внутреннее строение объекта. Все социальные объекты имеют свою организацию, т.е. определённую связь составляющих элементов [2, с. 78].

В третьих, под организацией понимается человеческая деятельность, направленная на организацию чего-либо, на координацию действий социальных объектов. В совокупности эти определения передают разные аспекты любой социальной системы, а именно её объективность, структурную сложность и целесообразную деятельность, направленную на поддержание нормального функционирования как отельных организаций, так и общества в целом [2, с. 79]. Таким образом, обобщим информацию.

Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определённую систему отношений, объединяющую некоторое множество индивидов для достижения определённых целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определённых правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.

Подобно социальным институтам, в зависимости от содержания регулируемой деятельности, социальные организации можно разделить на: политические (органы государственной власти, политические партии), экономические (коммерческие организации, банки), социально-культурные (театры, музеи), религиозные (церкви, мечети), образовательные (школы, университеты, академии) и др. Говоря об организации, всегда имеют ввиду некое объединение (группу) людей. Поэтому, организация– это крупная вторичная группа, сформированная для достижения определённых целей.

Социальная организация – это специфическая социальная общность. Её объединяют:

1.общие цели;

2.общие интересы;

3.общие ценности;

4.общие нормы;

5.совместная деятельность.

Одним из решающих условий успешного функционирования организации является достижение поставленной цели путём повышения упорядоченности и эффективности действий её членов в жизненно важных для индивидов, или общества в целом, сферах жизнедеятельности. Другим условием успешного функционирования организации является создание реальных условий для служебного продвижения её работников по иерархической лестнице должностей, так называемая «вертикальная мобильность» статусов и ролей в пределах данной организации. Третье условие – формирование и целенаправленное осуществление в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей, либо, наоборот, санкций за неточное, безответственное отношение к порученному делу [3, с. 230].

Организации делят на формальные и неформальные. Чертами формальной организации являются: рациональность, безличность. Такая организация предусматривает только служебные отношения, взаимодействия людей подчинены функциональным целям, обладает административным персоналом [3, с. 231]. Неформальные организации отличаются нечётким распределением ролей, отсутствием нормативного регулирования между членами организации.

Признаки формальной организации:

• Наличие определённой цели (целей) в действиях данной организации;

• Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в социальных статусах и ролях;

• Конкретное воплощение соотношения этих статусов через распределение власти;

• Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;

• Нормативное регулирование отношений между членами организации [3, с. 232].

Существует множество классификаций организаций, зависящих от избранных критериев. Одна из них представлена выше. Приведём также классификацию белорусского социолога Е.М. Бабосова.

Виды организаций:

• Добровольные ассоциации;

• Производственно-хозяйственные объединения;

• Кредитно-финансовые организации;

• Научно-исследовательские и учебные заведения;

• Учреждения здравоохранения, соц. обеспечения, физической культуры и спорта;

• Учреждения культуры;

• Учреждения правоохранительных органов;

• Административно-управленческие организации [3, с. 232 – 233].

Следует отметить, что социальная организация становиться реальностью только тогда, когда люди, являющиеся создателями организации, начинают взаимодействовать друг с другом во имя достижения вполне определённых целей. Поэтому, именно человек выступает главным действующим лицом, субъектом организации.

26.27 Следующей подсистемой общества является культурная. Её изучает социология культуры. Впервые термин «социология культуры» употребил Альфред Вебер в 1912 г., однако долгое время среди социологов не было единства в определении предмета этой отрасли науки. Значительный вклад в разработку социологии культуры внесли русские учёные: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Д.М. Лихачёв, Ю.Н. Давыдов, А.И. Гуревич, В.М. Давидович и др. [1, с. 181].

Социология культуры – это наука, исследующая закономерности взаимодействия общества, личности и культуры, структурное строение и функционирование последней в связи с динамикой социальной структуры и развитием социальных институтов применительно к конкретно-историческим ситуациям и происходящим в них социокультурным изменениям [1, с. 182].

Социологи представляют культуру как многогранную ценностно-нормативную систему символов, знаний, идей, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих поведение индивидов и социальных групп.

Таким образом, мы назвали такие специальные социологические теории как: экономическая социология, социология политики и социология культуры (согласно основным подсистемам общества). Кроме того, существует огромное количество специальных и отраслевых теорий, касающихся отдельных сфер человеческой деятельности, отдельных демографических групп и т.д. Предлагаем познакомиться с социологией молодёжи и социологией студенчества, непосредственно изучающих студенчество как отдельную социальную группу.

Социология молодёжи.

В конце 60-х г. ХХ ст. среди учёных социологов повысился интерес к молодёжи как социально-демографической группе населения, это было связано с массовыми молодёжными движениями, прокатившимися по всем индустриально развитым странам мира. Неформальные молодёжные протестные группы не только отвергали многие традиционные представления о обществе, социальном прогрессе, особенностях и предназначении культуры и образования, но и поставили перед властными структурами вопросы экономической и политической самостоятельности молодёжи, её права на выбор ценностных ориентиров и идеалов. Ответом на вызов времени стало бурное развитие социологии молодёжи как самостоятельной отрасли социологии, что нашло отражение в создании в 1970 г. специального исследовательского комитета в структуре Международной социологической ассоциации [1, с. 230].

Социология молодёжи – это специальная социологическая теория, предметом которой является молодёжь как социально-демографическая группа, её место в структуре общества, роль в общественном воспроизводстве, особенности её создания и поведения, взаимосвязь с другими группами общества.

Исходные принципы социологии молодёжи заложены в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Смелзера. Среди белорусских социологов социологию молодёжи изучали: Е.М. Бабосов, Г.Н. Соколова, В.И. Русецкая, Е.А. Борковская, С.Н. Бурова и др. [2, с. 383].

Основные направления социологии молодёжи:

n Психоаналитическое направление (К. Юнг, Э. Эриксон);

n Структурно-функциональное направление (Ш. Айзенштадт, Ф.Малер);

n Культурологическое направление (А. Шюц);

n Рискологическое направление (К. Уолас);

n Социальное направление (В. Чупров, Ю. Зубок);

n Ювенологическое направление (В.Адамски, Л. Розенайр, Ф. Малер) [3, с. 130].

Прежде всего, в рамках социологии молодёжи дискуссируется проблема о том, какую категорию населения называть «молодёжью». В отечественной социологии возрастные рамки молодёжи определялись возрастом 18 – 30 лет, в то же время в западной социологии это 16 – 35 лет. Многие социологи (например, С.Н. Иконникова) отмечают, что неверно считать молодёжь внесоциальной, внеисторической категорией, а лишь возрастной фазой. Социологи отмечают, что для данной социальной группы характерны определённые особенные черты, например, молодёжь активно участвует в процессе социализации, не только копируя образцы поведения, но и внося в них своё содержание под воздействием меняющихся условий жизни [2, с. 383]. Особое положение молодёжи как социальной группы обусловлено также тем, что значительная часть молодёжи не обладает ещё в полном смысле собственным социальным положением (учащиеся, студенты) и характеризуется либо социальным статусом родителей (из семьи рабочих, учителей), либо своим будущим статусом, связанным с профессией (будущие учителя, врачи). Кроме того, для анализа молодёжи как социальной группы, важна принадлежность к различным молодёжным движениям и группировкам (хиппи, рокеры и др.). Специфика социального развития молодёжи как социальной общности обусловлена поэтапным, соответствующим возрастным изменениям социального статуса и вытекающими отсюда многоступенчатым становлением и развитием социальных сущностных сил (личностный потенциал, побудительно-мотивационные установки, социокультурные предпочтения и ценностные ориентации), воплощающихся в специфических формах её жизнедеятельности [1, с. 234].

Предметом изучения белорусских социологов являются стратегии экономического поведения молодёжи, ценностные ориентации современной молодёжи, функции молодёжи в обществе и т.д. Например, социолог Е.М. Бабосов считает, что функциями молодёжи в обществе являются: 1. социализационная; 2. воспроизводственная; 3. трансляционная, 4. инновационная [1, с. 234].

Для современной молодёжи характерны следующие стратегии экономического поведения:

1. Стратегия прагматического экономического поведения (базируется на отношении к работе как к источнику исключительно только материального благополучия). По данным социологов она свойственна 92% опрошенных молодых людей. Носители такой стратегии легко меняют род занятий, рассчитывают больше на собственные силы, а не государственную поддержку, без труда вписываются в рыночные отношения.

2. Безразлично-конформистская стратегия экономического поведения характерна для меньшей группы опрошенных социологами молодых людей. Для её носителей работа вообще не представляет реальной ценности, главный их жизненный принцип: все работы одинаковы, а лучше вообще не работать. Представители этой категории ориентированы на нетрудовые ценности, с лёгкостью меняют профессию и вид деятельности, так как не обладают профессиональными привязанностями и амбициями. Каждый пятый из опрошенных молодых людей (20%) считает, что работа это неприятная обязанность, а если её и выполнять, то она должна быть лёгкой, чистой и давать возможность спокойной жизни.

3. Третий тип стратегии экономического поведения – профессионально-трудовой. Для молодых людей приверженцев этой стратегии характерна ориентированность на работу как средство раскрытия и развития личностных способностей, профессионального роста, утверждения в обществе. Они стремятся к такой работе, которая была бы любимым делом (61%), вызывала уважение знакомых и близких (44%), давала возможность развить свои способности (43%), приносила пользу обществу (42%) [1, с. 240].

Исследуя социальную мобильность современной молодёжи, белорусские социологи пришли к выводу, что сельскохозяйственная страта потеряла привлекательность для молодых людей. Во всех социальных стратах удельный вес оттока из страты намного превышает процент оставшихся в родительской страте, т.е. усилилась интенсивность мобильности. Кроме того, резко повысился уровень восходящей мобильности, т.е. подъём юношей и девушек к более высокому социальному статусу. Это существенный показатель, свидетельствующий о благоприятных тенденциях в развитии социально-стратификационных процессов в белорусском обществе [1, с. 244].

Таким образом, роль и значение молодёжи в социальной структуре белорусского общества обусловлены следующими факторами: 1) молодёжь является крупной социально-демографической группой и составляет значительную часть трудоспособного населения; 2) молодёжь – это носитель интеллектуального и физического потенциала общества; 3) молодёжь представляет собой самую мобильную и перспективную социальную группу [4, с. 98].

28,29,30Методы сбора первичной социологической информации.

Важнейшей составной частью процесса социологического познания являются прикладные социологические исследования. Они представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем [1, с. 293]. Существует стереотип, согласно которому, единственным способом сбора социологической информации является опрос. На самом деле, арсенал методов сбора первичной информации значительно шире.

Методы сбора первичной социологической информации:

n Социологический опрос;

n Социологическое наблюдение;

n Социологический анализ документов;

n Социологический эксперимент.

Социологический опрос –это метод сбора социологической информации, при котором источником информации выступают словесные сообщения людей (респондентов).

Первичной информацией для социологического анализа при использовании опроса являются ответы респондентов. Респондент это тот, кто отвечает на вопросы анкеты или интервьюера.

Преимущества и недостатки опроса:

Этот метод незаменим, когда респонденты выступают уникальным источником информации об изучаемых явлениях как субъективного, так и объективного характера (ценности, мнения, факты, события). Однако, информация преломлена сквозь психику и сознание людей, что необходимо учитывать при интерпретации. Таким образом, недостатком опроса является проблема качества и надёжности получаемых данных.

Виды опросов:

n Сплошной опрос и выборочный опрос;

n Одноразовые опросы и многоразовые опросы;

n Интервью (индивидуальное, групповое) и анкетирование(очное, заочное).

Остановимся на интервью, как одной из разновидностей опроса, где респондент непосредственно взаимодействует с исследователем. Интервью -проводимая по определённому плану беседа, предполагающая личный контакт интервьюера с респондентом. Существует множество разновидностей интервью: документальные интервью и интервью мнений; групповое и индивидуальное интервью; свободное (нестандартизированное) и формализированное (стандартизированное) интервью; глубинное и фокусированное.

В 60 - 90 г. ХХ ст. в социологии широкое распространение получил метод наблюдения [1, с. 318].

Социологическое наблюдение –метод сбора социологической информации; проводимая исследователем непосредственная целенаправленная фиксация событий, а также условий, в которых они происходят.Преимущества наблюдения: оперативность, прямой контакт между исследователем и объектом, возможность подробного отображения событий.Недостатки наблюдения: уникальность наблюдаемой ситуации, неповторяемость, сложность фиксации, вмешательство наблюдателя в ситуацию.

Виды наблюдений*:

Основания для классификации: Разновидности наблюдений:
Положение наблюдателя относительно объекта Включённое, невключённое
Степень формализованности наблюдения Стандартизированное, нестандартизированное
Наличие или отсутствие контроля Контролируемое, неконтролируемое
Условия организации наблюдения Систематическое, случайное, эпизодическое
Место проведения наблюдения Полевое, лабораторное
Продолжительность наблюдения Одномерное, панельное

*Составлено по книге [1, с. 327].

Одним из самых распространённых общенаучных методов является эксперимент. Он пришел в науку об обществе из естественных наук.

Социологический эксперимент -это метод исследования, который позволяет получить информацию об изменении свойств изучаемого социального объекта в результате воздействия на него создаваемых и контролируемых экспериментатором факторов.

Виды экспериментов:

n Научный эксперимент,

n Прикладной эксперимент,

n Лабораторный эксперимент,

n Полевой эксперимент,

n Параллельный эксперимент,

n Последовательный эксперимент,

n Контролируемый эксперимент,

n Естественный эксперимент.

Социологический эксперимент основывается на разработке определённой гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе применения данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система [1, с. 347]. Значимость эксперимента в том, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых объектах; во-вторых, даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта; в-четвёртых, даёт исследователям возможность изучать не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, и, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и основания новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития [1, с. 360]. Эксперимент имеет недостатки, связанные с трудностями его проведения (проблема чистоты эксперимента, учёта случайных факторов и др.). Кроме того, часто социальный эксперимент затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем возникают этические проблемы.

Перечисленные выше методы сбора информации позволяют социологам получить первичные данные, которые требуют обработки и интерпретации. Часто для получения объективной информации учёные комбинируют несколько методов в рамках одного исследования.

Наши рекомендации