Вопрос 69. Социальные институты и процесс институционализации

Социальные институты представляют собой особые системы человеческих отношений, формы организации, которые призваны упорядочить действия людей в определенном виде человеческой деятельности. Социальные институты представляют собой непланируемые социальные явления, В основе любых социальных институтов должны лежать потребности в создании порядка. Если потребность пропадает или утрачивает свою актуальность, то социальный институт или распадается, или становится (в силу инерции социальных институтов) тормозом общественного развития. Социальные институты представляют собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Под общественными ценностями понимают разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Процесс институционализации представляет собой определение и закрепление социальных норм и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного, рефлекторного поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, проходит несколько основных этапов:

• возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Эта потребность должна касаться наведения порядка в определенной области человеческой деятельности;

• формирование общих целей, которые должно преследовать значительное количество членов человеческого общества;

• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. Такие нормы носят неформальный характер и крайне недолговечны;

• появление процедур, связанных с нормами, и правил, которые являются способами достижения групповых целей;

• институционализация норм и правил поведения, а также институциональных процедур, что является необходимым условием их закрепления в поведении членов общества;

• установление системы формализованных санкций для поддержания норм и правил, их дифференциация в зависимости от отдельных социальных групп общества и применение в зависимости от различных ситуаций, складывающихся в обществе;

• создание системы статусов и ролей, которые должны охватывать всех без исключения членов социального института.

Вопрос 70.Образование как социальный институт. Реформа образования на основе Болонского процесса.

Система образования относится к числу важней­ших социальных институтов. Она обеспечивает социа­лизацию индивидов, посредством которого оии разви­вают качества, которые способствуют для необходимых жизненных процессов и преобразований. Образование служит развитию личности, содействует ее самореали­зации. В то же время образование имеет решающее зна­чение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического ха­рактера. Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует форми­рованию чувства общности исторической судьбы, при­надлежности к данному единому обществу.

Система образованиякак институтвключает следу­ющие компоненты:

• органы управления образованием и подведомствен­ные им учреждения и организации;

• сеть образовательных учреждений (школы, коллед­жи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), вклю­чая институты повышения квалификации и переподготов­ки преподавателей;

• творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объе­динения;

• учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-про­филактические, фармацевтические, культурно-просвети­тельские предприятия, типографии и др.;

• учебники и учебно-методические пособия для препо­давателей и учащихся;

• периодические издания, включая журналы и ежегод­ники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих взаимодей­ствие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Проект нового государственного образовательного стандарта высшего образования вступит в силу уже в 2010 году – одновременно с полномасштабным вхождением России в Болонский процесс.

Система подготовки кадров будет двухуровневой, количество специальностей резко сократится, а вузы получат право самостоятельно определять образовательные программы.

Главный упор в подготовке специалистов перенесется с академической составляющей (знаний) на формирование компетенций и подготовку личных качеств, необходимых выпускникам на производстве (ответственность, умение принимать решения, коммуникативность). При этом учебная нагрузка студентов уменьшится с нынешних 54 часов в неделю до 45 часов, а сэкономленное время пойдет на практические занятия. Таким образом, новый госстандарт ознаменует переворот в отечественном образовании.

С этой целью в России вводится принципиально новая – двухступенчатая – система подготовки кадров по схеме: 4 года бакалавриат плюс 2 года магистратура. Она становится основной, а лежащее в основе нынешней системы пятилетнее обучение специалистов сохраняется только в малочисленных отраслях, требующих непрерывного образования.

Степень бакалавра будет соответствовать первому уровню образования, а специалиста и магистра – второму.

Значительно изменится содержание госстандарта образования – из него исчезают региональные и вузовские компоненты, а вместе с ними – детализация содержания образования.

За собой государство оставляет только требования к компетенциям выпускника: в госстандарте расписывается не то, что студент должен изучать, а что он должен знать на выходе.

Наши рекомендации