Процесс институционализации

Социальные институты — это символ порядка и орга­низованности в обществе. Ни одно современное общест­во не может существовать без социальных институтов, без институционализации. Как указано в «Современном сло­варе иностранных слов» (М., 1992), институционализация — это «учреждение каких-либо новых социальных инсти­тутов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений» [231. С.239], институци­ональный — это «связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним» [231. С.239]. В «Учебном социологическом словаре» (М., 1997) отмечается, что «со­циальные связи, лежащие в основе социальных институ­тов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного ха­рактера именуется институционализацией» [280. С.49]. Данные понятия важны для понимания того, что сущест­вующие социальные институты не есть что-то один раз заданное и неизменное, изменения, происходящие в об­ществе, неизбежно ведут как к их модификации, так и к возникновению новых социальных институтов и институ­циональных форм. А также для понимания того, что индивиды не просто следуют предписанным образцам поведения, а обладают определенной свободой «выработки ролей» в своем взаимодействии с другими индивидами.

Подробно процесс институционализации, Т.е. образо­вание социального института, рассмотрен С.С.Фроловым. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

«1) возникновение потребности, удовлетворение кото­рой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе сти­хийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и прави­лами;

5) институционализация норм и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института» [287. С. 166].

Люди, объединенные в социальные группы для реали­зации появившейся у них потребности, сначала сообща ищут различные способы ее достижения. В процессе об­щественной практики они вырабатывают наиболее при­емлемые образцы и шаблоны поведения, которые со вре­менем через многократное повторение и оценку превра­щаются в стандартизированные привычки и обычаи. Через некоторое время разработанные образцы и шабло­ны поведения принимаются и поддерживаются общест­венным мнением, а в конечном итоге узакониваются, и разрабатывается определенная система санкций. Фина­лом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ро­левой структуры, которая социально одобрена большин­ством участников этого социального процесса.

У каждого социального института есть как свои специ­фические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных ин­ститутов, или, так называемых институциональных при­знаков. Очень часто в институтах, преследующих совер­шенно разные цели, существуют сходные пути и методы действия, это обусловлено тем, что для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способ­ности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам и развивать взаимодействие с другими институтами. С.С.Фролов объединил общие для всех институтов при­знаки в пять групп (см. табл. 4).

Таблица 4. Признаки главных институтов общества

Семья Государство Бизнес Образование Религия
1. Установки и образцы поведения
Привя­занность Лояльность Уважение Послушание Лояльность Суборди­нация Производи­тельность Эконо­мичность Произ­водство прибыли Любовь к знаниям Посещае­мость Почти­тельность Лояльность Поклонение
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцо Брачный ритуал Флаг Печать Герб Националь­ный гимн Фабричная марка Патентный знак Школьная эмблема Школьные песни Крест Иконы Святыни Гимн
3. Утилитарные культурные черты
Дом Квартира Мебель Общест­венные здания Общест­венные работы Бланки и формы Магазин Фабрика Оборудо­вание Бланки и формы Классы Библиотеки Стадионы Церковные здания Церковный реквизит Литература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения Конституция Законы Контракты Лицензии Правила учащихся Вера Церковные запреты
5. Идеология
Романти­ческая любовь Совмес­тимость Индиви­дуализм Государст­венное право Демократия Нацио­нализм Монополия Свободная торговля Право на труд Академи­ческая свобода Прогрес­сивное образование Равенство при обучении Православие Баптизм Протес­тантизм
           

Источник: Фролов С.С. Социология. — М., 1996. — С.169.

Некоторые институты не обладают полным набором признаков. Это является показателем того, что институт несовершенен — или еще полностью не развился, или уже находится в упадке. Поэтому если большинство институтов в обществе недостаточно развиты, то это говорит о том, что данное общество либо находится на начальных стадиях своего культурного развития, либо — в упадке.

Наши рекомендации