Понятие «социальный институт» и процесс институционализации.

Социальный институт обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Именно решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности индивида, социальной общности, есть утверж-дающийся, отлаженный и регулярный, то есть институциональный аспект социальной жизни.

В повседневной жизни социальные связи, действия между людьми достигаются через социальные институты.

Институализированные социальные связи бывают формальные и неформальные.

Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. Формальные социальные институты играют важную роль в упрочении общества.

Неформальные социальные институты, хотя и регламентируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом и т.п., например институт дружбы. Ему присущи многие признаки социального института. Ведь дружба – один из элементов, характеризующий жизнь любого общества, есть обязательным, устойчивым явлением в жизни людей. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жесткая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. Но регламентация никак не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, действие знакомства и т. п.), но нет учреждений. Дружба имеет четкое разграничение, в том числе от любви, взаимоотношений, с коллегами по службе, братских отношений, но нет четкого профессионального статуса, прав, обязанностей и т. п. Неформальные социальные институты основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действия, стремлений, чувств, интересов. Социальный институт и социальный контроль здесь осуществляется с помощью неформальных санкций – моральных норм, обычаев, традиций и т.п.

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворить ту или иную общественную потребность. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1. В обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института.

2. Должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, то есть сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность.

3. Чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами(материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять.

4. Для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, то есть должна сформироваться присущая только ему особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту.

В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений. Например, в офисе следует вести себя чопорно, а на семейной вечеринке – раскованно. Следовательно, институт – это еще и специфическое общественное устройство, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общежития и регулируемое сводом социальных норм.

33. Институт образования в современном обществе.

Социальный институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры.

Система образования как институт включает следующие компоненты: органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации; сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения; учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.; образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности; учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся; периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

К функциям образования относят: передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество; определение статуса личности; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д. ); социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.

Наши рекомендации