Типы обществ с позиции социологической науки

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис.Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

11.12В современной социологии при анализе общества используется системный подход. Выясним, что такое система.

Система (systema – лат.) – это целое, состоящее из частей, соединённое; это множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определённую целостность, единство [1, с. 52].

Общество – это система, состоящая из подсистем:

  • Политической,
  • Социальной,
  • Экономической,
  • Духовной.

Экономическая подсистема представляет собой сложное системное образование, включающее: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им организации и учреждения. Политическая подсистема охватывает всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и их группами, политическое устройство общества, режим власти, органы государственной власти, деятельность политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию власти, наличие политических прав и свод граждан, а также ценности, нормы и правила, регулирующие политическое поведение индивидов и социальных групп [2, с. 165]. Культурная подсистема включает в себя образование, искусство, религию, мораль, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры, средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио) и т.д.

Социальная подсистема – это исторически изменяющаяся, основанная на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форма жизнедеятельности людей, реализующаяся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных личностей, и интегрирующую собой все остальные структурные компоненты общества [2, с. 164].

Социальная подсистема включает в себя:

1. Социальную и этносоциальную структуру общества;

2. Территориальную и профессиональную структуру;

3. Социально-демографические характеристики общества;

4. Социальные институты, организации, общности, группы, их соц. статусы и роли.

Т.о. социальная система – определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи Свойства соц. системы не сводимы к сумме качеств её элементов [2, с. 164].

Исходя из теории систем и социологических характеристик конкретных обществ, полученных в результате анализа их исторического развития, можно определить основные универсальные характеристики общества.

Основные характеристики общества:

1. Целостность;

  1. Динамизм;
  2. Системность.

Учитывая данные универсальные характеристики, уточним определение общества:

Общество– это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей; это своеобразный организм или система, обладающая свойствами состоять из элементов, пространственными и временными границами своего существования. Таким образом, общество находится на конкретной территории и имеет конкретные временные рамки существования. Сравнивая понятия «общество» и понятие «страна», социологи заметили, что между ними существует сходство. Характеризуют общество как организацию людей: территория, на которой происходит консолидация социальных связей; универсальность, многообразие социальных связей, отношений, общностей, сложившиеся в рамках определённой территории; автономность (способность существовать самостоятельно); интегративность (включённость всех индивидов, социальный порядок).

Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на данной территории, воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий.

Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности [2, с. 159].

Отличительные признаки общества:

1. Социальность;

2. Взаимодействие между людьми;

3. Территория (социальное пространство);

4. Наличие социального времени;

5.Саморегуляция, самоутверждение, самопознание социальных процессов;

6. Наличие социальных институтов;

7. На все изменения оказывают влияние сознание, воля и деятельность людей;

8. Наличие социальной структуры [2, с. 160 – 163].

Структурные компоненты общества это множество индивидов (личностей); социальные статусы, занимаемые людьми в обществе; социальные роли, выполняемые людьми; социальная структура включающая территориальные, этнические и иные общности; социальные взаимодействия людей.

В качестве системного образования общество рассматривает социолог Т. Парсонс. В литературе модель социальной системы Т. Парсонса получила название «Система AGIL» [3, c. 50].Учёный считает, что общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определённой его подсистемой: адаптацию общества к природе обеспечивает экономика; целеполагание в развитии общества осуществляется политикой; интеграцию общества обеспечивает сфера гражданского общества «социентальная общность»; легитимизацию (поддержание латентного порядка) осуществляет культурная подсистема. Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике – деньги, в политике – власть, в гражданском обществе – влияние, в культурной сфере – обязательства.

Модель социальной системы Т. Парсонса можно представить в виде таблицы.

Таблица. «Система AGIL» Т.Парсонса*

  функции подсистемы Организации, институты
Инструментальные Внешние Адаптивная (А): приспособление экономика Заводы, банки
Целенаправленная (G): целедостижение политика Государственные органы
Экспрессивные Внутренние Интегративная (I) объединение Социальный контроль Культурные ценности, общ. организации
Латентная (L): скрытое удержание образца Социализа-ция Семья, образование

* Таблица составлена на основе источника [3, с. 50].

Специфической особенностью общества как системы, является социальность – свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях.

Типология обществ.

Поскольку общество развивается, оно проходит различные исторические этапы. Условия существования различных обществ зависят от исторических и природных факторов. Для исследования важное значение имеет типология обществ, т.е. соотнесение их с определёнными типами на основании существенных признаков и отличительных особенностей. Существует несколько таких типологий.

Типология обществ К. Маркса:

1. Первобытно - общинный тип общества;

  1. Рабовладельческий тип;
  2. Феодальный тип;
  3. Капиталистический тип;
  4. Коммунистический тип [2, с. 168].

Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби (2-я пол. ХІХ – нач. ХХ стст.) предлагали делить общества на: традиционные (военные) и индустриальные (промышленные).

Традиционное общество, согласно данной типологии, отличается аграрным укладом жизни, малоподвижными социальными структурами, основанными на традиции способами социокультурной регуляции, низкими темпами развития производства.

Промышленное общество представляет собой такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство – основа экономической жизни, где производственная деятельность базируется, в основном, не на традиции, а на достижениях науки, где господствует рациональная система хозяйства со свободной торговлей и общим рынком [2, с. 170].

А. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, Дж. Гелбрейт и др. (2-я пол. ХХ ст.) предлагали делить общества на:

n Аграрно-ремесленные общества;

n Индустриальные общества;

n Постиндустриальные общества.

Последняя типология обществ наиболее часто используется в современной социологии.

В обществе аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько чётко разделённых социальных сословий. Для него характерна авторитарная система власти.

Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированным на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации.

Общество постиндустриального типа характеризуется переходом от ведущей роли промышленности к утверждению науки в роли основного производственного инструмента. Возникают новые виды наукоёмкого промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, биотехнологии, нанотехнологии и т.д. Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудится с применением знания всё более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникативных средств, которые становятся новой производительной сферой. Расширяется сфера надомного труда, сфера услуг. Научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей [2, с. 171].

О. Тофлер считает, что аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая ей на смену постиндустриальная цивилизация реализует своё содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий [2, с. 172]. Таким образом, по мнению, обществоведов, в развитии общества наблюдается ускорение, чем ближе к современному состоянию, тем быстрее темпы развития общества. Кроме того, различные регионы (страны), различные общества развиваются неравномерно (сравните развитие африканских и европейских стран). История общества изобилует примерами, когда отдельная страна или целый регион испытывали социальный регресс (например, устанавливались фашистские режимы). Исходя из исторического анализа, социологи формулируют общие законы развития общества[4, с. 107].

Законы развития общества:

  1. Закон ускорения социального развития;
  2. Закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития;
  3. Наличие в развитии общества социального прогресса и регресса [5, с. 95].

Можно сделать вывод, что общество это не любая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками: наличие постоянной территории; самовоспроизводство, т.е. пополнение преимущественное благодаря деторождению; общностью культуры, обеспечивающей единство системы ном и ценностей, лежащих в основе социальных связей; самодостаточность, имеется ввиду самоуправление и политическая независимость. В развитии общества прослеживаются определённые законы и закономерности, опираясь на которые учёные выделяют стадии в развитии общества.

22,23,24. Структура личности.

В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений с внешним миром, центром которого является индивид и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с социальной реальностью. В зависимости от своеобразия проявления социальных качеств индивида социологи различают два типа личности – модальный и базисный [2, с. 270].

Типы личности:

Базисная личность – это личность, обладающая нормативными чертами в данном обществе, в данном типе культуры. В социологии также употребим близкий по значению термин модальная личность – наиболее часто встречающейся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определённой культуре, доминирующей в данном обществе. Модальную личность имеют ввиду тогда, когда говорят о типичном американце или белорусе [2, с. 270].

Идеальная личность – это личность которую общество провозглашает определённым эталоном.

Эти понятия являются собирательными и отражают идеальные представления о личности в обществе.

Анализируя личность, социологи часто используют понятие базис личности – это совокупность отношений и разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого является индивид. Базис отражается в сознании личности. Он детерминирует формирование и развитие внутреннего мира личности. Информация о социальной действительности является структурообразующим элементом мировоззрения личности. Взгляды, мнения относятся к чертам личности. Знания и убеждения участвуют в определении стратегии поведения личности. Знания и убеждения относятся к качествам личности. Взгляды и мнения личности участвуют в регулировании поведения в конкретных ситуациях.

Структура личности по-разному описывается социологами и психологами. Наиболее полно отражает структуру личности, по нашему мнению, следующая конструкция:

Таблица. Структура личности*.

«Я»
Биофизиологическое «Я» Психосоциальное «Я»
Биологическое «Я» («био – Я») Физиологическое «Я» («физио – Я») Психологическое «Я» («психо -Я») Социальное «Я» («социо-Я»)
Комбинация генов родителей даёт общую программу развития и социального поведения индивида Физиологические процессы в организме и физиологические данные личности играют определённую роль в её социальном поведении Психические свойства и психические состояния дают импульсы социальных действий Импульсы социальных действий согласуются с внешней средой, интегрируются с сигналами, идущими от общества
Факторы социального поведения личности
- комбинация генов родителей; - врождённые интеллектуальные, социальные качества; - врождённые образцы поведения. - общее медицинское состояние организма (здоров или хроническое недомогание, болезни); - внешняя полноценность (или инвалид и др.); - физическая сила; - красота. - направленность , характер, темперамент, способности,; - знания, навыки, умения; - конкретное состояние психики (подъём, апатия, бодрость, уныние, оптимизм, пессимизм и т.д.) - отношение окружающих (мнения, оценки, ожидания); - поощрения или санкции; - место личности (статус и роль); - групповые и социальные ценности и нормы.

*Таблица из источника [1, с. 59].

Из таблицы мы видим, что структуру личности отражают два компонента (биофизическое «Я» и психосоциальное «Я»). Биофизическое «Я» состоит из биологического «Я» и физиологического «Я»; а психосоциальное «Я» из психологического «Я» и социального «Я».

Формирование личности происходит под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.

Имитация – это неосознанное или осознанное стремление копировать определённые образцы поведения других индивидов.

Идентификация – способ усвоения индивидом норм и ценностей. Идентичность – это ощущение личностью своей индивидуальности или принадлежности к какой-либо группе, отличной от других групп. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии, расы.

Социальный контроль – оценка поступков личности окружающими в сравнении со стандартами поведения, принятыми в данном обществе [1, с. 58].

Индивидуальный контроль – внутренний контроль каждой личности, который сложился под воздействием социальных норм, личностных установок. В зависимости от личностных характеристик, установок, человек склонен к конфронтации либо к конформизму в отношении социального окружения.

Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действии социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией власти большинства, изменяет своё поведение.

Имитация и идентификация – позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования личности; социальный и индивидуальный контроль – негативные, сдерживающие механизмы, действующие как запреты.

Таким образом, в отличие от индивида как природного существа в обществе действуют личности, сформировавшиеся в результате взаимодействия природных и социальных сил.

Наши рекомендации