Основатели социологической науки

Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что законы механики можно использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс как экономист и социолог анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.
Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное - для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.
Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, по его мнению, является только частная собственность. Следовательно, устранив институт частной собственности в форме капитала и связанные с ним классы, мы получим всеобщее благоденствие. Тем более налицо был и класс неимущих - пролетариат, которому терять нечего, кроме "собственных цепей", и он может взять на себя инициативу устранения исторической несправедливости.
Но жизнь оказалась куда сложнее этой предельно простой и ясной схемы. В социалистических странах ликвидировали частную собственность, исчез интерес к работе, социальное иждивенчество приобрело массовый характер. В результате в обществе начали возникать застойные явления, а управление объективно приобрело командно-административный, авторитарный, а в отдельных случаях и открыто тоталитарный характер.
Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.
Другой крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию.
Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.
Значительное место в творчестве М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию - специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития.
Эмиль Дюркгейм - основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин "аномия".
Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современных социологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе - важнейшем направлении общественной мысли последних десятилетий.





К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Определение социологии

В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.
Что же такое социология? Уточним: любая наука сначала возникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории. Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нее отпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных и социально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можно утверждать следующее.
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п.
Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей".
Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии.
Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии.

  • Объектом социологии являются:
    • общество как целостная социальная реальность;
    • социальные организации;
    • социальные институты;
    • социальные взаимодействия;
    • социальные явления;
    • социальные процессы;
    • социальные отношения;
    • социальные общности;
    • социальные субъекты.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Типы структур социологии

В зависимости от критерия, положенного в основу, выделяются три типа структур социологии.
Первая структура - микросоциология и макросоциология.
Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые, в свою очередь, определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе. На этом уровне есть и определенные теории. Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Действительно, часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.
В отечественной социологии длительное время на микроуровне исходили из того, что все советские люди - коллективисты, интернационалисты, патриоты, для которых труд - радость, основная жизненная потребность. Вот почему в современном российском обществе наблюдается нравственная неопределенность, а значительная часть людей попала в другую крайность: махровый индивидуализм, национализм или космополитизм.
На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Макросоциология чаще всего относится к фундаментальной науке.
Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализм Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.; теории конфликта К. Маркса и Дарендорфа и др. При социологическом анализе общество делится на имущих и неимущих, правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологии пока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организации общества.
Вторая структура состоит из общесоциологических теорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития.
Специальные социологические теории среднего уровня касаются одной отдельно взятой социальной общности, социальной группы. Существуют социологические теории семьи, студенчества, города, деревни, спорта, досуга и т.д. Такой термин введен в науку американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания. Они довольно часто используют собственную систему понятий и определений.
Частные или специальные социологические теории среднего уровня опираются на общую теорию, но, в свою очередь, развиваясь, дополняют ее, прочно связывая общесоциологические теории и эмпирические социологические данные.
С одной стороны, идут активные процессы дифференциации социологического знания, возникают все новые и новые специальные социологические теории. Это вызвано тем, что общество - сложнейшая структурированная система, и она вряд ли упрощается по мере своего развития. В последнее время выделились социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т.п.
С другой стороны, социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Академик Т.И. Заславская предложила такое направление, как экономическая социология. Утверждается этносоциология, а также социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т.п.
Третья структура социологии: фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая наука. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня.
Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.
Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития: разработку концептуальной социологической модели исследования; познание социальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамках теоретической социологии существуют различные социальные и частные социологические теории.
Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, осуществление практической реализации теоретической социологии, осуществление социального управления; реализацию методов социального планирования и прогнозирования.
По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки: физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их часто называют инженерными науками. Точно так же в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название социальная инженерия.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Наши рекомендации