Социальные статусы и роли личности.

Любая личность в обществе характеризуется своим социальным положением.Социальное положение – это место занимаемое индивидом в социальном пространстве. Для того, чтобы определить социальное положение, необходимо знать все его социальные статусы. Слово статус происходит от лат. status – состояние дел, положение. Статус – это относительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Социальный статус – это положение личности в социальной пирамиде, в социальной структуре общества.

Социальная роль – поведение личности, диктуемое положением человека в обществе.

Среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношенийглавный (основной) статус. Этот статус является определяющим среди других статусов индивида. Различат также следующие статусы личности:

Предписанный статус- это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью [4, с. 49].

Достигнутый (достигаемый) статус -этосоциальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Адекватное осознание личностью собственного статуса является серьёзной проблемой, поскольку, если человек свой социальный статус понимает неверно, то он ориентируется на чуждые его окружению образцы поведения. Считается, что чем более демократично общество, тем меньшее значение в нём приобретают предписанные статусы, определяемые социальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нём достигаемые статусы, которые являются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремлённой деятельности личности, её успехов и заслуг [2, с. 297].

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность.

Социальная роль (от фр. role – образец поведения) это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе отношений.

Ролевая теория впервые сформулирована Дж. Г. Мидом (1863 -1931).Основные положения ролевой теории:

1. Все мы учимся поведению через восприятие нас каким-либо лицом (другим человеком).

2. Человек видит себя глазами окружающих, поэтому подыгрывает их ожиданиям или продолжает отстаивать свою роль вопреки ожиданиям окружающих.

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение –это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию.

Факторами, определяющими способ исполнения роли, являются:

1) биологические и психологические особенности индивида;

2) его личностные образцы, идеальные способы поведения;

3) понимание роли группой;

4) структура группы, степень её сплочённости, специфика групповых санкций;

5) степень идентификации индивида с группой [5, с. 78].

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. Каждый человек в обществе выполняет определённый спектр ролей. Ролевой набор – совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванный одновременным выполнением им множества ролей. Выход из конфликта – осознание одних ролей более важными, чем другие.

В нормативной структуре социальной роли социологи обычно выделяют четыре компонента:

1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2.Требования, связанные с данным поведением;

3.Оценка выполнения предписанной роли;

4.Санкции в наказание или награду за выполнение роли [2, с. 303].

Существует объективная и субъективная оценки выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда имеет место расхождение между оценкой и самооценкой личности.

Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помогает понять и детально рассмотреть вопрос о процессе социализации личности.

Социализация личности.

Социализация (лат. socialis - общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённых ролей в практической деятельности [7].

Процесс социализации двойственен. С одной стороны, это раскрытие заложенных в индивиде природных качеств, с другой – это результат внешнего воздействия среды. Взаимодействие человека со средой – ключевое в социализации.

Социализация как процесс имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека – внешняя информация и внутренний процесс отбора этой информации – своеобразный психологический фильтр, благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации в обществе приходиться сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным (отклоняющимся) поведением [4, с. 51].

Различают следующие формы социализации:

Направленная социализация – представляет собой спланированную и организованную форму социализации. К ней относятся вся система дошкольного, школьного, специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.

Ненаправленная социализация представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег, сотрудников и т.д., то есть везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми [4, с. 51].

Различают также социализацию первичную и вторичную. Первичная осуществляется в рамках малой социальной группы, близкого окружения (семья, ровесники). Вторичная социализация осуществляется на более позднем этапе жизни человека и, как правило, в рамках формальных социальных институтов (СМИ, система образования, трудовой коллектив и т.д.). В период первичной (детской) социализации родители и ближайшее окружение ребёнка передаёт ему не только значительный объём информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также нормы, ценности и цели своих социальных групп и своего социального класса [8, с. 208].

Вторичная социализация совпадает по времени с периодом получения формального образования, определяется уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. Главной функцией вторичной социализации личности является её интеллектуализация. Кроме этого вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, например, выработка навыков функционирования в условиях формальной организации [8, с. 210]. Ряд авторов употребляют в отношении вторичной социализации термины десоциализация и ресоциализация.Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукт десоциализации. Под ресоциализациейпонимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, ресоциализация бывших преступников – это их возвращении в нормальную жизнь [7].

Рассмотрение социализации в широком смысле как освоения норм и ценностей общества, позволяет сказать, что она продолжается до смерти человека. Поэтому некоторые социологи говорят о социализации зрелости и о социализации старости [8, с. 213, 216].

Таким образом, мы выяснили, что социализация является сложным социальным процессом, который состоит из определённых элементов.

Элементы социализации:

• Социальная среда с её многообразными сферами;

• Человек с его природными задатками;

• Предметная деятельность человека;

• Круги общения человека;

• Структура сознания человека.

На социализацию каждого конкретного человека влияют различные факторы, их сочетание делает процесс социализации каждой личности уникальным. Такими факторамисоциализации являются: биологические (наследственные признаки, как положительные так и отрицательные); психологические (черты характера, особенности темперамента, качество памяти, интеллектуальные задатки); экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, экономическое состояние общества); социальные (ближайшее социальное окружение, семья, сверстники, коллеги); политические (господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть, демократия, анархия и т.д.); культурологические (общее состояние культурной среды, наличие либо отсутствие у индивида культуры общения) и т.д. [4, с. 52].

Процесс социализации в советской литературе привязывался к трудовой деятельности, которая воспринималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделялись три периода социализации:

• Дотрудовой,

• Трудовой,

• Послетрудовой.

Современные социологи выделяют различное количество стадий социализации [см.: 2, с. 282 – 285; 4, с. 52]. Нам кажется целесообразным выделить следующие стадии социализации:

• Ранняя (детство),

• Обучение (школа, вуз),

• Социальная зрелость (период трудовой деятельности),

• Завершение жизненного цикла (после завершения трудовой деятельности до смерти человека).

Основными средствами социализации являются: язык, ценности, социальные нормы, навыки и умения, статусы и социальные роли. Основными социальными институтами в которых проходит социализация являются: семья, образование, институты трудовой деятельности, институты духовной сферы [4, с. 53]. Агентами социализации (т.е. теми, кто непосредственно осуществляет социализацию, кто ответственен за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) являются: родственники, родители, коллеги по работе, друзья, ученики класса, студенческой группы, учителя, соседи и т.д. Агенты социализации делятся на первичные (неформальные) и вторичные (формальные). Первичные агенты (первичная среда) – это не просто ближайшее окружение человека, но и важнейшее по степени значимости, по частоте и плотности контактов.

Вторичные (формальные) агенты социализации – это представители формальных групп и организаций: администрация школы, университета, предприятия, чиновники, средства массовой информации и т.д. [8, с. 221].

Институты, агенты социализации способствуют успешной социализации личности, т.е. включению её в социальную структуру.

16.17.1.Понятие социальной структуры и стратификации Теории социальной стратификации.

Межу людьми в обществе существуют различия социального, биологического, психологического характера. Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами, такими как: разделение труда, уклад жизни, выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Современное общество характеризуется мультипликацией (нарастанием) социальных различий. Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнен с другими. Поэтому, можно сказать, что общество обладает социальной структурой [1, с. 538].

Социальная структура– это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности [2, с. 80].

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Более крупные эламанты социальной структуры: социальные группы, социальные слои (страты), классы, социальные общности и т.д.

Социальная структура, таким образом, отражает «вертикальный срез» общества, однако, все составляющие элементы в обществе расположены в определённой иерархии, её отражает социальная стратификация («горизонтальный срез»).

Социальная стратификация (лат. stratum – слой, fasio – делаю). совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв общества. Понятие стратификации позаимствовано социологией из геологии, где обозначает положение пластов различных пород по вертикали.

Социальная страта -это множество людей внутри большой группы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь особого рода монополии. Иногда в литературе используется тождественное стратификации понятие – социальное расслоение (т.е. деление на слои). Термин стратификация фиксирует не только процесс поляризации населения на бедных и богатых, но и конечный результат расслоения, когда возникает средний класс [3, с. 17]. Явление стратификации характерно и для современных и для доиндустриальных обществ.

Историческим примером стратификации может служить кастовая ситема индусского общества. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов – касту жрецов (3% населения), кшатриев, потомков воинов и вайшья, торговце, которые вместе состовляли примерно 7% индийцев; шудра (крестьян и ремесленников) – 70%, остальные – неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевенниками, свинопасами. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, так как считалось, что это оскверняет высших [4, с. 234]. Разумеется, стратификация древних обществ не похожа на стратификацию современного общества, они различаются по многим критериям, одним из которых является критерий открытости. В открытой системе стратификации члены социальной структуры могут легко менять свой социальный статус (характерны для современных обществ); в закрытой системе стратификации члены общества с большим трудом могут изменить свой статус (общества аграрного типа).

Теорию социальной структуры и стратификации в социологии разрабатывали: М. Вебер, П. Сорокин, К. Маркс и др.

П. Сорокин выделил 3 типа соц. стратификации по 3-м критериям:

1. Уровню дохода,

2. Политическому статусу,

3. Профессиональным ролям.

П. Сорокин соц. стратификацию представлял как деление общества на страты (слои). Он считал, что слои (страты) не остаются данными, неизменными, они находятся в постоянном изменении и развитии. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е. подвижностью соц. слоёв и классов.

Социальная страта – это множество людей внутри большой группы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря позиции, а также возможности достичь монополии.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Соц. мобильность обладает различными признаками, из которых существенным является пространственная характеристика, скорость и плотность протекания стратификационных изменений.

Перемещение (мобильность) бывает:

n Горизонтальная, вертикальная (вверх-вниз в другой слой или в рамках своей страты);

n Медленная, быстрая (по скорости);

n Индивидуальная, групповая.

Т. Парсонс усовершенствовал теорию социальной стратификации, предложенную П. Сорокиным. Он дополнил критерии стратификации новыми признаками:

1. качественными характеристиками, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половые особенности);

2. ролевыми характеристиками (должность, уровень знаний);

3. характеристиками обладания (собственность, материальные ценности).

К. Маркс соц. структуру понимал как деление общества на социальные классы. Связывал деление общества на классы с разделением труда и институтом частной собственности. Считал, что причиной социального расслоения является разделение общества на тех, кто владеет средствами производства и тех, кто может продавать только свой труд. По мнению К. Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении – экономическом.

М. Вебер полагал, что К. Маркс слишком упростил картину стратификации, в обществе существуют и другие критерии раздела. Он предложил многомерный подход к стратификации [4, с. 235].М. Веберисточниками развития страт считал: различные типы занятий людей (профессии), наследуемую некоторыми людьми «харизму» и присвоение политической власти. Учёный для стратификации общества предложил использовать 3 критерия:

n Класс (экономическое положение);

n Статус (престиж);

n Партию (власть).

Экономическое положение стратификации определяется богатством и доходом индивида; престиж – это авторитет, влияние, уважение, степень которых соответствует определённому социальному статусу; власть – это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизировать человеческие ресурсы для достижения цели.

Эти три измерения взаимосвязаны, но не обязательно занимая высокое положение по одному из критериев индивид будет также занимать высокое положение по другому критерию (например, престиж священника в обществе высок, но по влиянию на политику эта группа населения занимает невысокое положение) [4, с. 236].

Наши рекомендации