Проблемы безработицы для государства
Фактическая безработица приносит бедствия не только на микроуровне. Ее эффект опасен и на макроуровне, на уровне общества в целом.
Проблемы безработицы для государства заключаются в следующем.
Это, во-первых, недопроизводство ВВП. Реальный объем национального производства оказывается меньше потенциального, т.е. того, который могло бы иметь общество при полном использовании ресурсов труда .
Во-вторых, безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе. И чем выше уровень безработицы, тем значительнее степень этой напряженности. Безработица чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами, в целом она несет угрозу стабильности общества. Безработица, безусловно, отрицательно сказывается и на семейных отношениях .
В-третьих, повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы, возникающие у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным действиям.
Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Спрос на труд | Предложение труда |
Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства | Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда |
— производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обществу. | — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства. |
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Особенности рынка труда
· На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.
· Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.)
· Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.
4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.
5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда; работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.
6. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.
7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».
Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.
Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».
8. Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.
Характерные черты конкурентного рынка труда
1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда.
2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).
3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).
4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.
5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.
6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.
9. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Вопрос 27. Модели, стили, стратегии управления
Стратегическое управление как отдельный вид управления возник в 70-е годы 20века. Оно было разработано американской консалтинговой группой по вопросам управления «МакКинзи» в 1972г.
Стратегическое управление в своем развитии проходило следующие этапы:
- 1900 – 1930гг. – управление на основе контроля. Основой управления являлись справочники, инструкции. Уровень нестабильности окружающей среды по пятибалльной системе составлял 1-2 бала.
- 1930 – 1950гг. – управление на основе экстраполяции (перенесения тенденций прошлого на будущее). Уровень нестабильности окружающей среды по пятибалльной системе составлял 2-3.5 бала.
- 1950 – по настоящее время – управление на основе предвиденья изменений («стратегическое планирование»). Уровень нестабильности окружающей среды по пятибалльной системе составлял 3.5-4 бала.
- 1970 – по настоящее время –«Стратегическое управление». Его главной характеристикой является принятие гибких экстренных решений. Уровень нестабильности окружающей среды по пятибалльной системе составлял 4-5 бала.
Стратегическое управление – это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации. Ориентирует свою производственную деятельность на запросы потребителей. Гибко реагирует на изменение окружающей среды. Позволяет добиваться конкурентных преимуществ, что в целом позволяет организации эффективно функционировать в долгосрочной перспективе.
Особенности стратегического управления:
1) Этот вид управления не дает и не может дать точной количественной оценки будущего, он описывает качественную сторону.
2) Оно скорее идеология организации. Каждая организация реализует его по-своему.
3) При осуществлении такого управления затрачиваются временные ресурсы.
4) Оно требует создания соответствующей организационной культуры.