Понятие и модель Homo Economicus в социально-экономических науках
Для характеристики современного человека, используется понятие «экономический человек» (Homo economicus). Считается, что этот термин впервые был употреблен основоположником неоклассического направления в экономической теории Альфредом Маршаллом. Общепринятого, единого для различных направлений определения Homo Economicus- нет. Каждая социально-экономическая наука дополняет видение «экономического человека», познание его сущностных качеств новым ракурсом. Поэтому можно говорить лишь о рабочих определениях, обобщающих накопленный эмпирический опыт и не претендующих на научную чистоту.
«Экономического человека» можно представить как человека, для которого основной мотивацией является экономический интерес, культурно-исторический тип индивида - субъекта рыночной экономики, которая обусловливает формирование философии его жизни - ценностной ориентации, стиля мышления, отношения к другим людям и обществу, к истории, современности и перспективе, к природе. Эти качества тесно связаны с экономической жизнью как детерминирующим фактором.
Проведем обзор определений «экономического человека»:
— «Экономический человек - представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, максимизирующем свою выгоду»
— «Экономический человек - человек, который полностью ориентирован на экономическую деятельность. Экономический человек в полной мере проявил свои способности и возможности в рамках капиталистического общества».
— «Экономический человек» - образец рационализированного существа. Эта сущностная черта ключевой фигуры экономической жизни Новейшего времени обусловлена спецификой его хозяйственной деятельности.
— «Культ исключительного индивида — один из симптомов нашего времени. Он смущает нас тем больше потому, что его считали испарившимся в результате критики, враждебности к любому личному авторитету и идолопоклонству. Его постоянство нас ошеломляет, порождает нервный кризис более мучительный, чем кризис ценностей.»
Тип «экономического человека» у классиков представлен самостоятельным хозяйствующим субъектом, соревнующимся с другими людьми в свободном обществе. Это идеальные товаропроизводители, связанные отношениями обмена, извечные «люди вообще».
Концепция «экономического человека» впервые появилась в XVIII веке и широко использовалась А.Смитом при описании экономической жизни. Он исходил из того, что люди, обмениваясь друг с другом результатами труда, услугами, руководствуются своекорыстными побуждениями, стремлением к личной выгоде. И именно такое поведение индивидов, взятое в совокупности, ведет к наилучшему распределению ресурсов в обществе, их наиболее эффективному использованию, росту богатства общества. Главное -не мешать людям делать то, что они сами считают нужным, и тогда «невидимая рука» наведет порядок в обществе. Каждый будет производить то, что он умеет лучше всего, а его уровень потребления будет гораздо выше.
Вопрос 24. Труд как социальный процесс. Функции труда, содержание и характер труда
Труд как социологическая категория имеет значение, выходящее за рамки социологии труда. Действительно, невозможно недооценить роль труда в жизни человека, общественных групп, общества в целом, поскольку все ,что необходимо для жизни и развития людей, функционирования общества, создается трудом. Она является неудержимым двигателем социального прогресса, вечной естественной потребностью.
В процессе труда, выполняя те или иные трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают друг с другом в различные отношения. Влияние на общество труд осуществляет благодаря совокупности социальных характеристик: социально-естественной, субъектно-объектной двойственности; многоуровневости; структурной упорядоченности; субъектоцентризму, динамичности (подвижности), целеустремленности.
Социально-трудовые отношения характеризуются прежде положением (статусом) различных групп людей в процессе их производственной деятельности (содержанием и характером этой деятельности, распределением различных трудовых функций). Социальный статус предполагает закрепление за индивидом соответствующих социальных ролей в процессе труда и, наконец, эти отношения характеризуются субъективным пониманием индивидом своего положения в системе общественных отношений и той социальной роли, которую он выполняет в процессе трудовой деятельности.
Люди, участвующие в производственной деятельности, вступают таким образом в определенные общественные отношения, имеющие двоякий характер. С одной стороны, они выражают содержание и характер их экономической деятельности, а с другой - определяют характер и содержание их отношений друг к другу, к обществу, государству, различных процессов и явлений общественной жизни, то есть характер и содержание их совокупной практической деятельности.
Социальная сущность труда реализуется в совокупности ее социальных функций
1. Функция создания материальных и духовных благ, общественного богатства заключается в создании в результате труда благ и возможностей для удовлетворения человеческих потребностей. С помощью труда человек взаимодействует с природой, тем самым своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
2. Функция составлять основу общества и общественного строя.
Труд приобретает общественную форму, становится основой общественных отношений и, прежде всего, отношений собственности зависимости от этого различают общества, основанные на общественной, частной и смешанной собственности на средства производства.
Вопрос 25. Отношение к труду, стимулы и мотивы труда. Социально-трудовые отношения
Сущность мотивации труда
Вся деятельность человек обусловлена реально существующими потребностями. Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимо для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Мотивы труда формируются, если:
а) распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;
б) для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника;
в) трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение искомого блага не требует особых усилий либо это благо очень трудно получить, т.е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще всего не формируется. И в том и в другом случае работник пассивен. При частом повторении таких ситуаций появляется так называемый феномен выученной беспомощности, исключающий трудовую активность.
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Если же критерием в распределительных отношениях служат статусные различия (должность, квалификационные разряды, степени, звания и т.п.), стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (ветеран, инвалид и т.д.), то формируются мотивы служебного продвижения, получения разряда, степени квалификации или звания, закрепления за рабочим местом и т.д., которые не обязательно предполагают трудовую активность работника, так как могут достигаться при помощи других видов деятельности.
Любая деятельность сопряжена с определенными издержками, имеет свою цену. Так, трудовая деятельность определяется затратами физических и моральных сил. Высокая интенсивность труда может отпугивать работников, если нет достаточных условий для восстановления работоспособности. Плохая организация труда, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на производстве, неразвитость социально-бытовой сферы в ряде случаев обусловливают такую стратегию трудового поведения, при которой работник предпочитает работать меньше, но и меньше получать, так как для него неприемлема цена интенсивного труда.
Однако, возможна и иная ситуация, когда работник для поддержания определенного уровня благосостояния готов оплатить здоровьем получение дополнительных благ: надбавок и льгот, связанных с условиями труда, повышенной оплатой за сверхурочные и т.п., тем более что общество, устанавливая такие льготы, это санкционирует. Люди, сознательно оценивая возможные варианты поведения, стараются выбрать наиболее краткий путь к желаемому результату.
Необходимо раскрыть и такое понятие, как сила мотива, которая определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.
Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и на других, обусловленная товарным производством. Продукт труда, став товаром, в качестве потребительной стоимости удовлетворяет потребности не самого работника, а других людей. Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые требуется человеку для удовлетворения своих потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общее у них всегда только то, что удовлетворение потребностей, получение желаемых благ обязательно связаны с трудовой деятельностью.
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работников в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.
Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительно соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несет в себе элементы принуждения, ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивированным поведением условна и подвижна, так как работник с сильный мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относится к ним как к собственным нормам поведения.
Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.
- Экономическая функция выражается, прежде всего, в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
- Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоко - нравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
- Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности также предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.
В свою очередь, стимулы могут быть материальными и нематериальными.
Стимулирование труда – довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятий. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам. Предприятия добивается успеха на рынке, если при прочих равных условиях персонал трудится более производительно, повышает квалификацию, поддерживает дисциплину. Но каким образом можно помочь самым разным людям, отличающимся друг от друга уровнем образования, возрастом, жизненным опытом, интересами и многим другим, достичь общей цели? Для этого руководства предприятий использует мотивы поведения работников и стимулы их трудовой деятельности.
Мотив - это внутреннее желание человека удовлетворить свои потребности. Стимул - это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей в обмен на выполнение определенных действий.
Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)
При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.
Элементы системы социально-трудовых отношений:
§ субъекты социально-трудовых отношений;
§ уровни социально-трудовых отношений;
§ предметы социально-трудовых отношений;