Понимающая социология» М.Вебера.
Макс Вебер - немецкий социолог, являющийся основоположником "понимающей" социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Концепция понимания — как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества.
Сущность понимающей социологии заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.
Суть использования «понимания» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков – это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.
Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл – личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).
В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе М. Вебер использует понятие идеального типа.
Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент. М. Вебер, с одной стороны, предполагал, что выявляемые расхождения между реальностью и идеальным типом должны вести к переопределению типа, а с другой стороны, он также утверждал, что идеальные типы являются моделями, не подлежащими проверке.
Эмпирическая социология
Эмпирическая социология - одно из ведущих направлений в совр. буржуазной социология, к-рое гл. в социологических исследованиях видит в описании отдельных частных сторон жизни об-ва. Широкое распространение получила в период и особенно после второй мировой войны гл. обр. в США (Э. Ландберг, С. К. Додд, Мэйо и др.). Изучение отдельных социальных явлений путем конкретных социологических исследований имеет серьезное научное значение, если только оно опирается на научную теорию, рассматривающую об-во как единое закономерно развивающееся целое. Но представители Э. с. отвергают объективные законы развития об-ва, отказываются проникнуть в сущность социальных явлений и нередко рассматривают об-во как механическое соединение разрозненных социальных явлений, ограничиваясь их простым описанием и подсчетом, исследованием соотношений между различными факторами. Методика Э. с. состоит в использовании анкет, интервью, статистических материалов, математического аппарата (напр., теории множеств, теории игр). Но все эти методы применяются без надежной методологической основы - научной теории общественного процесса в целом. Для Э. с. характерна крайняя дифференциация социальных исследований, что привело к образованию различных оторванных друг от друга отраслей (социология города, социология села, социология семьи, индустриальная социология, социология алкоголизма, социология рекламы, социология массовых коммуникаций и т. д.). Исследования Э. с. зачастую используются корпорациями, правительственными и военными кругами в целях маскировки и усиления эксплуатации, увеличения прибыли, подготовки к войне. Ощущая кризис Э. с., ряд буржуазных социологов пытаются выйти за ее узкие рамки, подчас даже обращаясь к отдельным сторонам методологии Маркса, предпринимают попытки разработать цельные социологические теории, с тем чтобы дать ответ на актуальные вопросы современности и противостоять историческому материализму. Однако эти попытки оказываются безуспешными.