Социологический метод Э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.

Будучи позитивистом, Э. Дюркгейм уделял много внимания рассмотрению и применению конкретных методов научного исследования. Но они выступали у него не как самоцель, главное заключалось в том, чтобы с их помощью можно было реализовать социологический подход, или социологический метод изучения социальных фактов. Для этого французским ученым были сформулированы специальные правила социологического метода.

В его работе под таким названием (мы на нее уже неоднократно ссылались) приводятся многочисленные правила и дается их классификация. Социолог выделяет пять групп правил, относящихся: к наблюдению социальных фактов; к различению нормального и патологического; к построению социальных типов; к объяснению социальных фактов; касающихся доказательств. Среди этих многочисленных правил есть несколько основных.

Одно из них гласит: социальные факты нужно рассматривать как вещи, что на самом деле означало признание в первую очередь их независимого от субъекта существования и, стало быть, обеспечивало объективный подход к социальной действительности. По существу, так же следует относиться к коллективным состояниям сознания (идеям, верованиям и т.д.), о них можно судить на основании объективных данных о различных формах поведения групп людей и деятельности социальных институтов. Социология, таким образом, стремится "объективировать" общественное сознание, т.е. выразить его в объективных показателях.

С этим положением связано и второе, правило, в соответствии с которым социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы. Дюркгейм сформулировал принцип, согласно которому "социальные факты тем легче могут быть представлены объективно, чем более полно освобождены они от индивидуальных фактов, в которых они проявляются" [Дюркгейм. 1991. С. 445]. При изучении же классов социальных фактов социолог должен стремиться к их рассмотрению вне индивидуальных проявлений тех или иных из них.

Описание и упорядочение социальных фактов - это только начало социологического исследования. Главное - установить между ними более глубокие причинные связи и законы, что и составляет суть третьего основного правила. Реализуя его, социология становится вровень с другими науками, в первую очередь с естественными. Причинные связи касаются, прежде всего, анализа зависимости социальных явлений от социальной среды. Задача социологии, по Дюркгейму, состоит в том, чтобы находить свойства этой среды, оказывающие наибольшее воздействие на социальные явления.

Наконец, четвертое основное правило социологического метода заключается в том, чтобы социология, описывая и объясняя социальные факты, стремилась к их сравнительному, сопоставительному анализу. Дюркгейм считал, что сравнительная социология - это социология как таковая [Там же. С. 522]. Если она не будет стремиться к сравнению и на этой основе - к объяснению социальных фактов, то потеряет способность к их причинному анализу. Французский социолог постоянно сравнивал сам социальные явления в разных обществах и разных временных параметрах, без чего социологическое исследование, по его мнению, теряло свой смысл и научное значение.

Говоря о понимании Дюркгеймом метода в социологии, нельзя не коснуться его отношения к статистике. Он считал, что статистические данные помогают раскрыть неуловимые иным путем "течения" повседневной жизни. В статистических закономерностях (числа самоубийств, заключения браков, колебании рождаемости и т.д.) социолог видел самое важное доказательство проявлений некоего коллективного состояния. Не случайно он уделял много времени и внимания сбору статистических материалов. Без этого, конечно, никогда бы не появилось "Самоубийство", да и многие другие работы.

Для рассмотрения и объяснения социальных фактов Дюркгейм использовал два вида анализа: причинный и функциональный. О первом уже упоминалось чуть выше. Функциональный же анализ был сопряжен у социолога с выявлением соответствия трактуемого социального явления общественной потребности в нем. Функция разделения труда состояла в изучении его соответствия общественной потребности в данном явлении.

Дюркгейм одним из первых в социологии обосновал и использовал структурно-функциональный анализ. В этом ему помогла аналогия общества с организмом, которое он рассматривал как наиболее совершенную систему органов и выполняемых ими функций. Такой анализ помог ему определить понятия нормы и патологии, которые он затем применил к интерпретации ряда аномальных социальных явлений - преступности, кризисов и иных форм социальной девиации (социальной дезорганизации).

Но здесь он приходил в ряде случаев к совершенно парадоксальным заключениям. Например, поскольку он характеризовал норму как нечто общепринятое и широко распространенное, постольку ему пришлось признать преступление нормальным явлением, раз оно имело место во всех или в подавляющем большинстве обществ. Вместе с тем рост числа самоубийств в конце XIX в., некоторые типы экономического кризиса рассматривались Дюркгеймом как патология, потому что не имели статистически подтвержденного широкого (повсеместного) распространения.

Заканчивая рассмотрение социологического метода Дюркгейма, можно сделать вывод о том, что его основные правила и постулаты исследования сохранили свое значение до настоящего времени. Они оказали существенное влияние на последующее развитие социологической науки, ее методологию. Что касается структурно-функционального анализа, обоснованного французским ученым, то он положил начало одной из первых социологических парадигм под аналогичным названием.

Механическая и органическая солидарность

Центральная проблема для Дюркгейма - проблема социальной солидарности. Солидарность для него - синоним общественного состояния. Согласно Дюркгейму существует 2 вида солидарности: механическая и органическая.

Механическая солидарность.

Присуща неразвитым, архаическим обществам. Здесь солидарность определяется похожестью составляющих общество индивидов, аналогичностью социальных функций, выполняемых этими индивидами. Механическая солидарность возможна посредством поглощения индивидуальности коллективом. Механической солидарности соответствует репрессивный закон, функция которого - наказать индивида, нарушающего закон или обычай.

Органическая солидарность.

Присуща развитым обществам, где каждый индивид выполняет специфическую функцию в соответствии с разделением труда. Поскольку разделение труда ослабляет коллективное сознание, то становится главным источником органической солидарности. Каждый индивид здесь - личность.

Органической солидарности соответствует реститутивный закон, функция которого - произвести обзор прошлого, чтобы привести его к нормальной форме.

Дюркгейм считал, что социальная солидарность обеспечивается разделением труда. В своей работе "О разделении общественного труда" он доказывал, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает следующую теорию.

Если в архаических ("сегментарных") обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в "коллективном сознании" ("механическая солидарность"), то в развитых ("организованных") социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной зависимости и взаимообмене ("органическая солидарность" ), причем "коллективное сознание" здесь не исчезает, но становится более общим, действует в более ограниченной сфере. Разделение труда - это фактор, который обуславливает переход от первого типа обществ ко второму. Следствием разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни. Рост противоречий между трудом и капиталом он выводил из слишком высоких темпов социального развития. Он различал такие "патологические формы" капитализма, как аномия, социальное неравенство, неадекватная организация разделения труда.

Наши рекомендации