Социальные технологии в управлении соц. процессами
Социальная технология -это определенный способ достижения общественных целей;сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
Таким образом, учитывая существование множества разнообразных подходов, различных точек зрения, представляется чрезвычайно важным выяснить исходные теоретико-методологические подходы, уточнить категориальный аппарат, основы классификации социальных технологий, выявить принципы их разработки и внедрения
Сущность социальной технологии:
В 70-80-ых гг. XX века начинает использоваться теория «социальной технологии управления». Социальная технология — это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. Социальная технология — важнейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики управления.
Социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели. Функционирование социальных технологий всегда связано с потребностью оптимизировать социальное управление, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы и процедуры.
Виды социальных технологий различаются между собой тем, в каких сферах общественной жизни они реализуются — в экономической, социальной, политической или духовной.
— Технологии формирующие социальную систему. (проектирование)
— Технологии направленные на решение социальных проблем. (управление)
— Технологии направленные на преобразование и развитие социальных систем.
— Технологии социальной борьбы, защита национальных систем.
58. Структура и функции образования. Особенности современных образовательных процессов в российских вузах.
Структура и функции образования.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс вида социокультурной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Функции образования
1 Социальные функции системы образования
Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую. (Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на человека.)
Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.
Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
2 Функции образования в производственно-экономической сфере.
Формирование профессионально-квалификационного состава населения.
Формирование потребительских стандартов населения.
3 Функции образования в сфере культуры.
Воспроизводство социальных типов культуры.
Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности)
Особенности современных образовательных процессов в российских вузах.
Основой организации учебного процесса является системный подход, предполагающий взаимосогласованность содержания курсов, их преемственность и последовательность, координацию деятельности факультетов и кафедр. Учебный процесс ориентирован на практическую деятельность и использование новых достижений науки. Обучение проводится как в традиционных, так и в инновационных формах в рамках предусмотренных учебными планами лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Преподаватели вуза уделяют постоянное внимание поиску новых образовательных технологий и методик.
На факультетах успешно внедряются перспективные технологии обучения. Разработаны рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В обучении используются информационные технологии, мультимедиапроецирование, Internet, цифровые компьютерные фотоатласы и др. Широко применяется компьютерное тестирование, которое используется для обучения, оценки исходного, промежуточного, итогового контроля знаний и их выживаемости, а также при проведении вступительных испытаний в вуз. С этой целью используются разработанные наборы контрольных тестовых заданий по каждой изучаемой на факультетах дисциплине и система компьютерного тестирования, предусматривающая работу в сетевом варианте.
Интегрированное обучение и установление межпредметных связей является одним из ведущих направлений научно-методической работы преподавателей. Согласование учебных программ смежных дисциплин.