Объект, предмет, структура и функции социологи.

Объект, предмет, структура и функции социологи.

Объект социологии – общество.

Предмет социологии - определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь.

Предмет социологии как результат исследования – совокупность социологических закономерностей и законов.

Функции социологии:

Познавательная – получение нового знания;

Прикладная – решение практических задач;

Социального контроля – получение информации о соц. проблемах;

Прогностическая – выработка прогнозов развития социальных процессов;

Идеологическая – формирование системы ценностей людей;

Гуманистическая – улучшение системы общественных отношений;

Структура социологии:

Общесоциологические теории;

Теории среднего уровня или социологические теории;

Эмпирический уровень – проведение эмпирических исследований;

Уровни социологии:

Фундаментальный – познание социальных законов и закономерностей;

Прикладной – применение законов и закономерностей к проблемам практики;

Теоретический – построение теории;

Эмпирический – получение опытных данных;

Интеллектуальные и социально-исторические предпосылки возникновения социологии как науки.

Социально-исторические предпосылки:

Формирование капиталистических рыночных отношений;

Формирование буржуазии как базисного социального слоя;

Формирование гражданского общества, в котором экономическое неравенство маскируется политическим равенством;

Промышленная революция, изменение социальной стратификации, НТР, разделение труда, повышение роли личности, ее ценности и значимости, связанное с возникновением идеологии либерализма.

Великая Французская Революция, и необходимость решения социальных проблем, возникших в результате нее.

Повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве.

Высокий уровень развития прикладных научных дисциплин.

Географические открытия.

Сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы.

Законы, сформулированные в естествознании

То есть, в период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем.

Закон Конта о трёх состояниях ума и его влияние на дальнейшие развитее социологии.

Закон трех стадий (стадии интеллектуальной эволюции человечества)

Начальная (теологическая или фиктивная): В ходу верования и мифы; военное господство;

Промежуточная (метафизическая или абстрактная): критическая философия, феодальное господство; (заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами);

Высшая (позитивная или научная): экспериментальная наука; наука об обществе, содействующая его рациональной организации; промышленная цивилизация;

Понимающая социология М.Вебера. Понятие идеального типа.

Макс Вебер выделял 4 типа социального действия:

1.целерациональное действие – направленное на достижение определённой цели, где цель является основным мотивом;

2.ценностно-рациональное действие – основанное на вере, что совершаемый поступок имеет определенную ценность, где основным мотивом является ценность;

Действие рационально до тех пор, пока оно является добровольным, т.е. субъект имеет возможность выбора, как цели деятельности, так и средств её достижения.

Действие иррационально, если выбор цели и средств её достижения не является результатом осознанных решений индивида, выделяют два типа:

3.традиционное действие – совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автомотически, например, мы соблюдаем обычаи, не задумываясь об их происхождении;

4.аффективное действие – детерминированное эмоциями, и по этой причине неосознанное и немотивированное.

Требования к построению анкеты и выборочной совокупности.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

Правила составления анкет

Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты

Второй принцип: учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.

(Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования)

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий в конце соответствующего "блока", предваряя фразой: "А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены ...чем-либо" и т. д.

Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

Четвертый принцип:- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам".

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".

Расположение коммуникативных блоков анкеты:

Эпиграф к анкете. Эпиграф выполняет "настраивающую" функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Эпиграфы должны подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем.

Обращение к респондентам. В анкетах обычно используются такие обращения, как "молодой человек", "девушка", "уважаемый ..." и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.

Объективка. Объективка - содержательный блоко вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. Это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними.

Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором --- наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой

Если решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: "Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе".

Чем закончить анкету?

Выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и т. п.

Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос ("Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?"). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах ("Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные"). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: "Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте" ( в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают ).

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:

1.Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.

2.Вступительные вопросы. (контактные вопросы ).

3.Основные вопросы.

4.Заключительные вопросы

5."Паспортичка". (Сведения о демографических данных опрашиваемого).

6.Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".

Виды вопросов.

Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов ; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений : люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании.

Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более строго интерпретировать ответ

Требования к построению закрытых вопросов:

Главное - максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: "Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...". Важно отвести должное место для комментария и уточнений. Рекомендуется приближенно оценить, сколько строк займет комментарий, и утроить эту величину. Если в анкете не предусмотрено достаточное место для ответов на открытый вариант вопроса, он "не работает".

Требования к формулировке вариантов ответов:

а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже - последующие. Поэтому правило 1-первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

Размер анкеты.

Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встречаются анкеты из 3 - 5 вопросов или из 100 и более. Считается, что 20 - 30 минут - это тот срок, который позволяет одновременно респонденту и высказаться, и не утомиться.

Выборочная совокупность

Генеральную совокупность характеризует некоторый явно задаваемый признак (или набор признаков), по значению которого всегда можно однозначно определить, относится данный объект к генеральной совокупности или нет. Так, в качестве генеральной совокупности мы можем рассматривать жителей данного города, промышленно-производственный персонал предприятия, студентов всей страны и т. п.

Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Иными словами, если генеральная совокупность включает все без исключения единицы, составляющие объект исследования, то выборочная совокупность представляет собой специальным образом отобранную часть генеральной совокупности. При этом статистическое наблюдение осуществляется именно за элементами выборочной совокупности

Требования к построению:

Выборочная совокупность должна конструируется таким образом, чтобы при минимуме исследуемых объектов удавалось с необходимой степенью гарантии представить всю генеральную совокупность.

Для организации простых схем отбора (простой случайной, систематической или серийной выборок) необходима информация обо всех элементах генеральной совокупности или хотя бы их перечень.

Репрезентативность выборки. Выборка в определенном смысле должна быть моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать характеристики этой совокупности.

Полнота. Под полнотой подразумевается представленность всех единиц данной генеральной совокупности в основе выборки. Если некоторые единицы, которые по предположению должны быть в списке, не зарегистрированы в нем, то список является неполным.

Отсутствие дублирования. Если некоторые единицы наблюдения генеральной совокупности будут включены в основу выборки более чем один раз, то они могут повторяться и в выборке (например, в том случае, когда человек переезжает из одного района в другой и включается в новый список раньше, чем исключается из старого).

Точность. Информация о каждой единице отбора должна быть точной. Основа выборки не должна содержать несуществующих единиц.

Адекватность. Основа выборки, адекватная для решения одних задач, может быть неадекватной для других. Например, полный список работников промышленного предприятия может быть хорошей основой для формирования выборочной совокупности при исследовании проблем удовлетворенности трудом работников данного предприятия, уровня их социальной активности и т. д. Но если изучается удовлетворенность трудом или социальная активность и т. д. не всех работников предприятия, а только молодёжи; то этот полный, список может послужить лишь для формирования новой основы выборки — списка молодежи.

Удобство. Удобно, когда единицы составляющие основу выборки, пронумерованы, когда имеющиеся сведения о них дают возможность с полной определенностью опознавать эти единицы. Если основа выборки находится в одном централизованном месте и ее структура соответствует реальной структуре изучаемых социальных объектов, это не только облегчает работу социолога, но и является необходимым требованием к исследованию, значительно повышающим его качество.

Социальная карта. Подобно тому, как географическая карта является ориентиром в пространственном движении, социальная карта должна стать ориентиром в исследовании социальных объектов. Социальная карта представляет собой пространственное распределение всевозможных социальных показателей для определенных экономико-географических регионов. Такая карта может служить основой всех выборочных исследований в каждом регионе, области,, районе, городе и т. п.

Типы девиантного поведения.

В середине 19 века американский социолог Роберт Мертон рассмотрел несколько типов поведения с точки зрения соответствия или несоответствия целей поведения и средств их достижения к существующим в данном обществе нормам.

конформизм —такое поведение, когда и цели и средства достижения целей одобряются обществом. Такое поведение не является девиантным.

инновация (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения) - принятые в обществе цели достигаются путем использования каких-либо нелегальных, незаконных средств. К этой категории относятся различные экономические преступления.

ритуализм (отрицание принятых целей при согласии с социально одобряемыми средствами) - средства вполне допустимые, но при этом забывают о цели какой-либо деятельности.(не надо ставить высоких целей, не будет разочарований)Примером может служить поведение должностных лиц в бюрократической организации, когда исполнение формальных правил превращается для них в самоцель, и они забывают о подлинных целях организационной деятельности.

ретритизм (отрицание целей и средств ) - предполагает отказ как от одобряемых обществом целей, так и от общепринятых средств их достижения. К данному типу относятся такие формы девиантного поведения, как алкоголизм и наркомания.

мятеж, бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми) - характерен отказ от целей и средств, предлагаемых обществом, с одновременной заменой их принципиально новыми целями и средствами. Примерами могут служить религиозные секты и революционные партии.

Объект, предмет, структура и функции социологи.

Объект социологии – общество.

Предмет социологии - определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь.

Предмет социологии как результат исследования – совокупность социологических закономерностей и законов.

Функции социологии:

Познавательная – получение нового знания;

Прикладная – решение практических задач;

Социального контроля – получение информации о соц. проблемах;

Прогностическая – выработка прогнозов развития социальных процессов;

Идеологическая – формирование системы ценностей людей;

Гуманистическая – улучшение системы общественных отношений;

Структура социологии:

Общесоциологические теории;

Теории среднего уровня или социологические теории;

Эмпирический уровень – проведение эмпирических исследований;

Уровни социологии:

Фундаментальный – познание социальных законов и закономерностей;

Прикладной – применение законов и закономерностей к проблемам практики;

Теоретический – построение теории;

Эмпирический – получение опытных данных;

Наши рекомендации