Основные этапы развития социологии

Основные этапы развития социологии

Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. после опубликования О. Контом его работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

О. Конт делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общества. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, выступает духовное, умственное развитие человечества. Другим основателем социологии является английский ученый Г. Спенсер (1820-1903). Он был одним из представителей натуралистической ориентации в социологии. Эволюция для него - это универсальный процесс, объясняющий все изменения в природе и в обществе. Общество развивается постепенно, т.е. эволюционным путем. Классический период социологии продолжается работами Э. Дюркгейма. Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. В работе «Правила социологического метода» он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки. Основой социальных фактов является коллективное сознание. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму. Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. Большое значение для социологии имеет материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Наиболее важные принципы их теории: Закономерность общественного развития. Общество развивается по определенным законам. Признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.

Виды и элементы культуры.

Характеризуя культуру в целом, необходимо видеть ее важнейшие ви­ды и структурные проявления. Она включает в себя материальные предметы, произведенные человеком т.е. то, что называют материальной культурой. Кро­ме того, культура — это духовные ценности. В этом случае говорят о нематериальной (либо духовной) культуре. Оба вида культуры тесно связаны между собой и являются причи­ной друг друга. Материальная культура есть следствие развития идей, результат человеческого мышления. Нематериальная культура во всех ее многочисленных проявлениях, несмотря на кажущуюся авто­номность и независимость от материальной, на самом деле не сумела бы просуществовать и сама по себе. Культура общества включает в себя ряд субкультур. Субкульту­ра — это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культу­ру определенной социальной общности от культуры большин­ства общества (например, молодежная субкультура). Наряду с субкультурой существует и контркультура. Она вы­ступает как разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и цен­ности, противоречащие основным аспектам культуры. Рассматривая структуру культуры, назовем в качестве ее элемен­тов ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность. Ценности культуры. Под социальными ценностями мы будем понимать значимость яв­лений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в соци­альной общности. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Они оказыва­ются тем фундаментом, который обеспечивает целостность опреде­ленной социальной системы. Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институцио­нальные, правовые нормы. Нравственные нормы — это приня­тые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщатель­но разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Еще один элемент культуры — обычаи. Это принятые в обществе (общностях) образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Язык — один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании, усвоении, сохранении, рас­пространении культурных благ, ценностей, норм. Этот элемент культуры называется и рассматривается далеко не все­гда. Между тем, он является системообразу­ющим для культуры. В процессе культурной деятельности социальная общность преодолевает ограниченность своего пространственно-временного бытия, собственного социального окружения, осва­ивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким обра­зом включается в новую систему отношений. Таким образом, культур­ная деятельность становится катализатором развития социальной общности

Структура личности.

Структура личности в социологии рассматривается по-разному. Один из подходов. В данном случае под культурой понимается, главным образом, совокупность социокультурных ценностей и норм, которыми руководствуется личность в практической деятельности. Память включает систему знаний, которые приобретает личность в процессе обучения и самообучения, а также оперативную информацию, которая ей необходима для принятия конкретных решений (время работы магазина, расписание движения автобуса). Ценности и знания формируют ядро социальной структуры личности – ее убеждения – стереотипные, устойчивые, повторяющиеся в разных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и группы. Деятельность является практическим выражением, итогом мыслительного процесса личности. Любая деятельность основана на использовании двух механизмов: мотивационного и диспозиционного. Мотивационный механизм представляет собой способ выработки мотива деятельности и включает последовательность следующих операций: 1) ощущение потребности (в еде, одежде, жилище); 2) осознание интереса в удовлетворении данной потребности (мне нужно поесть, одеться, построить дом); 3) выработку мотива – побудительной причины, повода к деятельности (еды нет, одежда износилась, дом развалился). Диспозиционный механизм определяет предрасположенность личности к тому или иному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Он включает мотив деятельности, стимулы – внешние побудители к деятельности (благоприятная или неблагоприятная ситуация, наличие или отсутствие средств, возможностей, навыков, умений) и установки – общую ориентацию, направленность сознания личности на тот или иной вид деятельности (например, еду можно купить, приготовить самому или украсть). Существуют три уровня диспозиций личности: высший – формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях (получить образование, упорно трудиться, родить и вырастить детей); средний – обобщенная установка личности на социальные объекты и институты (вуз, в котором я учусь – лучший в городе, моя семья – моя крепость); нижний – саморегуляция действий личности в конкретной ситуации (у меня есть свободное время – схожу в кино). Также структуру личности представляют как систему, состоящую из двух подсистем: внутренней и деятельностной. Взаимодействие подсистем личности может протекать в трех режимах: I режим – обе подсистемы практически полностью совпадают, перед нами – цельная, гармоничная личность, к сожалению, в жизни практически не встречающаяся; II режим – внутренняя и деятельностная подсис-темы полностью не совпадают (о таком человеке говорят – он двуличный: думает одно, говорит другое, а делает третье); III режим, при котором деятельностная подсистема частично совпадает с внутренней, а частично – нет, является типичным и наиболее распространен в обществе.

Социальный контроль.

Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот Г. Тардом и означал в его первоначальной трактовке средство возвращения правонарушителя (преступника) к нормальной жизни. Затем сам Тард стал рассматривать социальный контроль как фактор социали­зации личности. В самом общем виде под социальным контролем будем понимать ре­гуляцию поведения субъектов социального действия с помощью норма­тивных механизмов и санкций.Социальный контроль связан не только с девиантным поведением, он имеет отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведе­ния. Социальный контроль традиционно рассматривается как часть общего процесса социализации. Чем она эффективнее, тем эффек­тивней социальный контроль, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, т.е. соответствую­щего принятым в обществе правилам, нормам, обычаям и т.д. Тем самым социализация формирует внутренний контроль на основе индивидуаль­ных самооценок, что делает менее нужным внешний контроль.Далее, социальный контроль проявляет себя через групповое дав­ление и групповой контроль. На поведение индивида влияет норматив­но-ценностный механизм тех групп, в жизнедеятельность которых он включен. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и традиций начинает работать «механизм» группового давления и груп­пового контроля. Наконец, социальный контроль выступает в форме принуждения, осуществляемого через санкции. Они могут применяться как в рамках группового давления, так и — более широко — через институциональ­ные и социальные механизмы. Принуждение — это крайняя форма со­циального контроля. Она используется тогда, когда индивиды не хотят строить свое поведение в соответствии с действующими в обществе ре­гуляторами социальных отношений. Другими словами, принуждение применяется относительно отклоняющегося поведения.

45.Власть как социологическая категория. Типы и виды власти. Концепция ти­пов господства М.Вебера

Власть - способность отдельных индивидов и групп подчинять других своим целям и заставлять их служить своим интересам. Власть одно из понятий социологии политики, определяющее отношение субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии. Власть как социологическая категория - способность одних индивидов контролировать действия других. Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем. Экономическая власть: ее источником является имущественное неравенство, отношения собственности. Духовная власть: источник – культурное неравенство. Формальная власть – это власть должности, обеспечивающая единство действий всех исполнителей. Она обусловлена официальной должностью обладателя в структуре управления организации, а также совокупностью принадлежащих этой должности прав, вне связи с личными качествами, и измеряется либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям руководителя. Реальная власть это власть авторитета, обусловленного местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений, и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих. Реальная власть не всегда связана с иерархией. Готовность подчиняться определяется пониманием смысла распоряжений, интеллектуальными и физическими возможностями сотрудников, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.

"Господством" называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим приказам... Господство ("авторитет") в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения. Легальное господство с бюрократическим штабом управления, Традиционное господство и Харизматическое господство. Харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Легальное господство основывается на значимости следующих взаимосвязанных представлений о том, что: любой закон может устанавливаться путем заключения договора, ориентированного рационально, целерационально или ценностнорационально, с правом на последующее уважение со стороны товарищей по союзу, а также со стороны личностей, которые находятся или действуют внутри сферы влияния союза.

Основные этапы развития социологии

Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. после опубликования О. Контом его работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

О. Конт делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общества. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, выступает духовное, умственное развитие человечества. Другим основателем социологии является английский ученый Г. Спенсер (1820-1903). Он был одним из представителей натуралистической ориентации в социологии. Эволюция для него - это универсальный процесс, объясняющий все изменения в природе и в обществе. Общество развивается постепенно, т.е. эволюционным путем. Классический период социологии продолжается работами Э. Дюркгейма. Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. В работе «Правила социологического метода» он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки. Основой социальных фактов является коллективное сознание. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму. Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. Большое значение для социологии имеет материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Наиболее важные принципы их теории: Закономерность общественного развития. Общество развивается по определенным законам. Признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.

Наши рекомендации