Основные этапы становления и развития социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»

ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Утверждено на заседании УМС

Председатель УМС

Университета «Туран-Астана»

к.э.н., доцент Шайжанов М.К.

_________________________

«____»_______________ 2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Количество кредитов – 2

Преподаватель:

к.и.н., доцент Тунтеев Н.С., ст. преподаватель, магистр Каликов Р.К.

Кафедра – «Социально-гуманитарные дисциплины»

Астана, 2015

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) составил к.и.н., доцент Тунтеев Н.С., ст. преподаватель, магистр Каликов Р.К. на основании типовой учебной программы дисциплины «Социология» от 2014 года. Предназначено для всех специальностей.

«Обсужден»

На заседании кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»

Протокол №__ от «___» __________________ 2015 года

«Одобрен»

На заседании УМБ факультета

Протокол №__ от «___» __________________ 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ

«Учебно-методический комплекс дисциплины»

1. Типовая учебная программа дисциплины
2. Рабочая учебная программа дисциплины
3. Программа обучения по дисциплине (Sillabus) для студента
4. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
5. Карту учебно-методической обеспеченности дисциплины
6. Лекционный комплекс (тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы)
7. Планы семинарских (практических) занятий
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины
9. Методические рекомендации и указания по типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ)
10. Материалы для самостоятельной работы обучающегося: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой теме, задания по выполнению текущих видов работ, рефератов и других домашних заданий с указанием трудоемкости и литературы.
11. Методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломной практик, формы отчетной документации.
12. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (письменные контрольные задания, тестовые задания; перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты и др.)
13. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины)
14. Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий.


Министерство образования и науки Республики Казахстан

ТИПОВая учебная программа

по дисциплине «Социология»

для всех специальностей

СОЦИОЛОГИЯ

объем 2 кредита

Авторы;

доктор социологических наук, профессор Абдирайымова Г.С.

доктор социологических наук, профессор Абдикерова Г.О.

доктор социологических наук, профессор Джаманбалаева Ш.Е.

доктор социологических наук, доцент Шеденова Н.У.

Рецензенты:

доктор социологических наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби Биекенова К.У.

доктор социологических наук, профессор КазАтк им. М.Тынышпаев Италмасова Р.Б.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс "Социология" является основным общеобязательным курсом для всех специальностей бакалавриата. В курсе представлены общие вопросы теории и истории социологии, методологии и методики социологических исследований, специальные социологические теории.

Данный курс направлен на формирование социологического воображения у студентов, основных представлений о предмете и методах социологического исследование, актуальных проблемах и отраслях социологии. Он предлагает вниманию студентов основные концепты социологической теории и эффективные технологии изучения разных сфер современного общества.

В настоящее время исследовательское поле социологии чрезвычайно обширно, оно представляет собой развитую систему научного знания, включает в себя значительное количество парадигм, теорий и концепции, различные научные школы и методологические подходы к сбору и анализу социологических данных.

Социология тесно связана с другими социальными науками как философия, антропология, психология, политология, культурология и другими областями социальных исследований, обогащает их теории социологической постановкой научных проблем.

Практическая востребованность социологии определяется разработанными методами социологического исследование, которые позволяют получить достоверные знания о современном мире и социологической процессах, выявить факторы и противоречия развития общества, искать пути конкретных проблем.

Исторический очерк становления: взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии в учениях европейских мыслителей средневековья и нового времени. Эпоха просвещения и исторические события Великой Французской революции. Классический период социологии начинается в XIX веке: французская социологическая школа (О.Конт, Э.Дюркгейм), английская (Г.Спенсер), немецкая школа (М.Вебер, Г. Зиммель), развитие марксистского направления в социологии.

Курс «Социология» позволяет создать необходимую базу для получения навыков самостоятельного поиска, освоение социальных знаний и их применения а также выбора области будущих научных и практических исследований. Изучение курса предполагает освоение и использование общенаучных, социальных и социологических методов изучения общества.

Изучение курса «Социология» связано с другими смежными базовыми дисциплинами как «Информационные технологии», «Истории Казахстана».

Усвоение данной дисциплины позволит освоить последующие курсы как «История теоретической социологии», «Социальная структура и стратификация общества», «Методология и организация социологического исследования» и другие.

Освоение данного курса бакалаврами предполагает, что студенты будут обладать следующими компетенциями:

Знать:

· Теоретические и прикладные основы и закономерности функционирования социологической науки;

· Основные социологические понятия;

· Классические и современные социологические теории;

Основные направления и результаты современных исследований в области социологии.

Уметь:

· Самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

· Корректно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме;

· Использовать усвоенные знания в конкретных ситуациях;

Динамично использовать альтернативные, новые и/или инновационные социологические подходы к решению профессиональных задач.

Владеть:

· Навыками полостного подхода к анализу, проектированию и прогнозированию проблем современного общества;

· Доступными источниками социологической информации, обобщать и анализировать данные;

· Навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основаными на толерантности и уважении;

· Методика проведения социологических исследований;

· Способностью к критическому восприятию информации («критическому мышлению»);

· Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и научной полемики.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Социология как наука
Основные этапы становления и развития социологии
Современные социологические теории
Методология социологического исследования
Методы сбора социологической информации
Общество и социальные взаимодействия
Социальные группы, организации и институты
Социализация личности
Социальное неравенство и социальная стратификация
Культура и общество
Социология семьи и гендера
Социология молодежи
Социология девиантного поведения
Социология труда и экономической жизни
Образование и средства массовой информации

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Актуальность данного курса обусловлена, несколькими обстоятельствами: во-первых, изучение социологии является очень важным для общества, она представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Во-вторых, социология с самого начала своего возникновения и по настоящее время направлена на изучение общества как системы социальных взаимодействий индивидов и групп, как развивающейся социальной структуры. В-третьих, социология пытается объяснить социальное неравенство, конфликты и противоречия между различными социальными группами, что особенно актуально в период буйных экономических преобразований обществ.

Объектом исследования социологии является общество, изучение структурных элементов: социальных общностей, института, организаций и групп.

Цель преподавания дисциплины «Социология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов первоначальное систематизированное представление о социологии как науке: развитии социологической теории, методах и практическом использовании социологических теориях и их применении. Это важно для профессиональной ориентации студентов и последующего выбора ими элективных дисциплин.

Задачи курса:

-создать представление о динамике социальных изменений в мире на основании макро и микросоциологических подходов;

-сформировать умение эффективной работы в современной организации;

-ознакомление с основными социологическими понятиями, концепциями, теориями с целью исследования социальных процессов;

-освоение прикладных методов и организации социологического исследования;

-обучение студентов социологическому мышлению, умению практически использовать полученные знания для выделения и изучение актуальных проблем общества.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Социология как наука

Формирование социологии как науки. Специфика объекта и предмета социологии. Понятие социального. Основные социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и другие.

Место социологии в системе социальных наук. Взаимосвязь социологии с философией, историей, психологией, экономикой, политологией и другими науками.

Социологическая теория и ее основные уровни. Общая теория, специальные и отраслевые социологические теории.

Функции социологии. Методологическая, познавательная, описательная, общекультурная и другие функции социологии. Место социологии в обществе.

Социологическая перспектива. Социологическое воображение. Основные направления современных исследований.

Основные этапы становления и развития социологии

Основные этапы исторического развития социологического знания. Развитие отдельных школ и направлений. Деятельность выдающихся социологов. Институционализация мировой социологии.

Донаучный период социологии. Социальные идеи мыслителей античности, средневековья и нового времени.

Классический этап социологии. Позитивистская доктрина О. Конта. Учение о социальной статистике и динамике. Развитие позитивистских и эволюционистских теорий (Дж. Ст. Милль, Г. Спаноер. Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ф. Теннист и др.)

Учение Э. Дюркгейма о социальных фактах и социологическом методе. Понимающая социология М. Вебера. Вклад в развитие социологической теории Г.Зиммеля. Социологические идеи К. Маркса.

Наши рекомендации