Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки.

Социология

Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Родоначальником социологии является Огюст Конт. Он первым предложил изучать общество на практической основе. До Конта все соц. Философы описывали каким должно быть общество, а не какое оно есть.

Впервые слово "социология было введено французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Классический период развития социологии. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм

Толчком к появлению социологии послужили 2 факта: Во-первых, в 19в. В связи с промышленной революцией очень быстро растут города, а, следовательно, растет плотность населения и социальная напряженность. Во-вторых, в конце 19 в. были сделаны крупные открытия в естественных науках. Поэтому появилась уверенность, что практическое изучение общества поможет найти гармоничный путь его развития.

Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

Человек имеет биосоциальную природу – на его развитие виляют биологические и социальные факторы. Но сущность человека чисто социальна т.к. все специфические человеческие качества мы получаем только при общении с другими людьми. (прямохождение, членораздельная речь, абстрактное мышление) Процесс формирования человека как личности т.е. освоение им социальных качеств называется социализацией.
Она включает 5 этапов:
1) Раннее детство (до 5 лет), изучает язык и на базе языка начинает формироваться абстрактное мышление. Приучается к прямо хождению и получает первые навыки самообслуживания.
2) Подростковый(9-15). Формирование социальный установок личности, направленность психики человека на определенные общественные ценности и как следствие склонность к определенным видам действий. На их формирование влияет 3 фактора: воспитание; стихийное влияние социальный среды; врожденные черты характера личности.
3) Юность(17-25) Происходит решение 3 задач: 1. формируются личностные, политические взгляды; 2. приобретается профессия; 3. создается семья.
4) Трудовой(20-60) Человек активно осваивает профессиональный и семейный опыт.
5) После трудовой(60-…) Человек приучается жить в качественно новых условиях: иждивение, постепенная утрата в возможности самообслуживания, распад имевшихся в прошлом социальных связей.

Виды социальных норм.

Социальные нормы - продукт деятельности общества, в обобщенной форме отражают волю общества, и они находятся в постоянном развитии. Социальные нормы - это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.
Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы - это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.
Социальные нормы носят обязательный характер. Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.
Можно выделить несколько видов социальных норм:
1) правовые нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. В целом норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации.
2) моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных=моральных (этических) требованиях и принципах.
3) нормы в рамках обычаев и традиций.
Обычаи – это правила поведения, имеющие социальное основание (причину возникновения), исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения и в дальнейшем могут быть утрачены.
Традиции, как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.
Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям: 1/по масштабам распространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные; 2/по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие; 3/ по степени нарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу.

Половая социализация.

Биологический основой является разница хромосомного набора.

Однако половая определенность должна осознаваться субъективно и выражаться в соответствующем поведении.

Формирование половой идентичности, т.е. половая социализация начинается с рождения и идет под влиянием двух факторов.

1. Внешнее отличие пола, который учится различать ребенок

2. Отношение окружающих, которые четко дифференцируется по полу ребенка.

В нормальных условиях стойкая половая идентичности формируется к 5-ти годам. Однако для некоторых половых меньшинств осознание своего пола становится большой проблемой. Это происходит в случае несовпадения внешних признаков пола и субъективных ощущений личности. В зависимости от причин выделяют 2 его формы:
1. Транссексуализм (Врожденная природа, связано с гормональным расстройством. Неприятие внешнего пола и связанного с ним образа жизни)

2. Трансвестизм (Половое отклонение, обусловленное социализацией в однополой среде. Выражается в стереотипах поведения другого пола)

Социология

Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Родоначальником социологии является Огюст Конт. Он первым предложил изучать общество на практической основе. До Конта все соц. Философы описывали каким должно быть общество, а не какое оно есть.

Впервые слово "социология было введено французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Классический период развития социологии. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм

Толчком к появлению социологии послужили 2 факта: Во-первых, в 19в. В связи с промышленной революцией очень быстро растут города, а, следовательно, растет плотность населения и социальная напряженность. Во-вторых, в конце 19 в. были сделаны крупные открытия в естественных науках. Поэтому появилась уверенность, что практическое изучение общества поможет найти гармоничный путь его развития.

Наши рекомендации