Теоретическо - методологические предпосылки возникновения социологии

Итак, социология, как самостоятельная наука, возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. 19века. В 19 в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии марксизм. Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и ЭдмунтГаллейвырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.
А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В 19 веке, помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле«О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации.
Данный процесс включает в себя следующие стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.

2.1. Социология в трудах О.Конта (1798 - 1857)

Огюст Конт – французский философ, социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления, был автором многочисленных работ по социологии. В 1824г. Выходит в свет «Система позитивной политики» или Трактат о социологии, устанавливающий «религию Человечества», затем «Курс позитивной философии», в котором излагаются философские взгляды О.Конта, дается классификация наук, излагаются основы социологии. В «Иерархии основных наук» к фундаментальным наукам О.Конт относил математику, астрономию, физику, химию, биологию. Среди них, по его мнению, не хватает науки об обществе, ее еще предстояло создать, и ею должна стать социология. Предметом социологии, считал Конт, должна стать наука об общественных явлениях. Но поскольку социология появилась позже других общественных наук, то на ее долю приходится все то, что ими не изучается. Однако, в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления, социология должна изучать общественную систему, все социальные процессы и явления во взаимосвязи со всей жизнью общества.
Социологическая теория О.Конта состоит из двух частей: социальной статистики и социальной динамики. В задачи социальной статистики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек. Существенной чертой социальной статистики является изучение личности как существа, наделенного духовной силой, принимающего участие в создании материальных и духовных ценностей, и в то же время существа внутреннего противоречивого. О.Конт исходил из того, что личность невозможно понять, не разобравшись в ее сложной, противоречивой сущности, представляющей собой переплетение противоборствующих религиозных, метафизических и позитивных идей.

Поставив задачу – проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом, О.Конт пытался выяснить, какова степень воздействия семьи на личность, и какая существует взаимосвязь между личностью и обществом. О.Конт исходил из того, что семья является основным социальным организмом общества, т.к. она обеспечивает его развитие на антропологическом уровне, являясь средством воспитания человека, накладывает отпечаток на всю общественную и производственную деятельность личности. Он считал необходимым сосредоточить внимание в первую очередь на семье, а уже затем переходить к изучению самой структуры общества. Саму структуру общества О.Конт исследовал с различных сторон, включая рассмотрения таких социальных общностей, как касты, расы, нации. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества, он считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а, следовательно, все, что противоречит этому закону (например, классовая борьба, революция), является незаконным и неразумным. Отсюда и одна из важнейших задач социологии состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», - вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений.
В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. В задачи социальной динамики, входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда и климатические условия. Тем не менее, не эти силы оказывают определяющее влияние на жизнь общества, а взгляды, идеи, мышление, сознание людей.
Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления новой науки – социологии? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. Человеческая мысль развивается в ней, имея опору в вере, без опоры на реальные основания. Она обязательна для всех народов, а самая архаичная. В ее рамках сознание не выходит за пределы священного писания. Знания о вещах не имеют возможности развиваться. Однако ее положительным качеством является установление непререкаемых нравственных принципов, обязательных для всех.
На второй, метафизической стадии О. Конт отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. Подобно теологической стадии, в ней присутствует постоянная попытка нахождения начала и конца всех вещей, но используется для этого не сверхъестественное, а сущностное объяснение. Акцентирование на умозрительности делает метафизические теории чрезвычайно гибкими. Их силы бесконечны, как бесконечна свобода разума, не ограниченная никакими рамками догм. Однако именно это качество породило неисчислимые беды для человеческого общества. Свобода разума принесла массу этических теорий, по разному трактующих отношение к добру и злу. Такой релятивизм мнений привел к неустойчивости умов и, в конце концов, послужил причиной французской революции с ее катаклизмами.
Третья стадия в развитии человеческой мысли – позитивная. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Её основное гносеологическое правило: подчинение воображения наблюдению. Её логика такова: всё то, что не опирается на конкретные факты, не имеет реального смысла. Свойства положительного мышления означают реальность в противоположность химерическому, полезность в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному.
Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний, означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
В целом социологическая концепция О. Конта явилась идеалистической, так как исторический закон в его истолковании представлял собой закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений, определяющих все стороны жизни общества, включая идеологию. С позиции материализма теория О. Конта относится к социологии идеалистического толка, которая считает определяющими факторами развития общества идеи, а не материальные условия, повлекшие их возникновение.

2.2 Социология Карла Маркса (1818 - 1883)

Марксистское направление в социологии связано с именем основоположника этого направления К. Маркса (1818-1883). В основе его теории лежит материалистическое понимание истории. Согласно Марксу в основании общественной жизни людей лежит их хозяйственная, а точнее экономическая деятельность. Она имеет название – способ производства материальных благ. Любой способ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производственные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается идеологическая надстройка, включающая в себя право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию.

На основе материалистического понимания истории Маркс создает теорию социальных систем. Он вводит новое понятие – общественно-экономическая формация.

Общественная формация – это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов.

История человеческого общества, по Марксу, знала четыре общественно-экономические формации, а всего их пять.

Они следующие:

первая формация – первобытнообщинная,

вторая – рабовладельческая,

третья – феодальная,

четвертая – капиталистическая,

пятая, (еще не наступившая) – коммунистическая. Она имеет две фазы – социализм и коммунизм.

Смена общественно-экономических формаций представляет собой теорию Маркса социального развития. Цель социального развития – осуществление перехода к коммунистической формации. Именно на этой стадии человеческое общество перейдет от предыстории к подлинной истории. Смена общественно-экономических формаций закономерна. Причина этому в конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Их взаимоотношения динамично и неустойчиво, т.к. орудия труда – главный содержательный элемент производительных сил – находится в постоянном развитии, продвигая тем самым по пути развития и работника с его навыками и умениями, и предмет труда. Однако производственные отношения менее динамичны и поступательны. В определенный момент они становятся тормозом развития производительных сил. Наступивший социальный кризис преодолевается революционным путем.

Теория социальных революций – одно из центральных мест социального учения Маркса. Она органически вписывается в теорию социального развития. В процессе революции происходит смена установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. Устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на новый уровень, более высокой общественно-экономической формации. Маркс называл революцию «локомотивом истории» и призывал, не боятся ее разрушительного действия.

Важное место в социальном учении Маркса занимает теория классов и классовой борьбы. Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития. Но в отличии от них он придавал его аномалиям (негативным последствиям) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгейм полагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда. И жизнь подтвердила их правоту.

Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм – такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный инструмент не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и сознание или несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального конфликта и появления новой качественной определенности – бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

К. Маркса считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социология одна из наук, без которой не может функционировать и развиваться современное общество. Только изучив общественную жизнь людей, можно познать законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с «общественными бедствиями» живущих людей.

Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики.

Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась наука социология, как ответ на объективные потребности социального развития.

Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анурин В.Ф. Социология. Полный курс. 2008.

2. Горбунова М.Ю. Общая Социология. Конспект лекций. 2008

3. Добреньков В.И. История социологии. 2009.

4. Елисеева И.И. Социальная статистика. 2008.

5. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. 2010.

6. Лавриненко В.Н., Лукашова Г.С., Нартов Н.А., Шабанова О.А. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Социология. Учебник для вузов. 2012.

7. Общая социология. Учебник для вузов. 3-е изд., исправленное и дополненное. Екатеринбург 2008.

8. Ритерман Т.П. Социология. Полный курс. 2009.

9. Социология. Учебное пособие. Знание. М. 2009 г

10. Фролов С.С. Социология. «Логос». М. 2008 г.

Наши рекомендации