Тема: Организация социологического исследования
Социологическое исследование – это анализ социальных явлений и процессов при помощи специальных методов, которые позволяют систематизировать акты о процессах, взаимоотношениях, взаимосвязях и делать обоснованные выводы и рекомендации.
Социологические исследования могут быть двух видов:
1) Теоретико-прикладные исследования – их цель содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, более глубокому и всестороннему чем ранее;
2) Прикладные исследования – направлены на решение конкретных проблем.
Функции социологического исследования:
1) Информационно-исследовательская – направлена на создание постоянно обновляемой базы социальной информации;
2) Организационно-внедренческая заключается в разработке по результатам исследования определенных программ, мероприятий, инструкций;
3) Пропагандистская направлена на распространение социологического знания особенно среди руководящих работников организации;
4) Методическая направлена на изучение существующих и разработку новых методов исследования;
Социологические исследования бывают разных видов:
1) Разовые исследования – исследования, изучающие объект в конкретный момент исследования;
2) Повторные–исследуют объект в развитии. Они подразделяются на когортные – исследующие одну и ту же совокупность в разные моменты времени, и панельные, когда исследование проводится по той же выборке, но лица могут быть другие.
3) Пилотажные исследования, которые необходимы для апробации инструментария.
Исследование может быть как сплошным, когда изучается вся совокупность элементов, входящих в данную общность, а может быть выборочным. В случае выборочного исследования встает проблема выборки.
Перед социологом всегда стоит проблема: доверить ли исследованию или не доверять. Для того чтобы исследование дало правдивые результаты необходимо правильно выбрать тех людей, которые будут участвовать в исследовании.
Существуют ситуации, когда невозможно исследовать всю общность людей. Примером исследования, когда исследуется вся совокупность является перепись.
Для того. Чтобы не опрашивать всю совокупность необходимо выбрать определенную группу людей, которая по своей социальной, экономической структуре будет соответствовать всей совокупности. Обычно считается, что выборка является репрезентативной, т.е. отражающей реальную ситуацию, если она составляет 10 % от всей генеральной совокупности. В прочих случаях объем выборки зависит от следующих моментов:
1) Уровня однородности генеральной совокупности;
2) Целей и задач исследования;
3) Методов, которые используются в исследовании;
4) Требуемой точности полученной информации.
Чем более точен и надежен метод исследования, тем меньше должна быть выборка. Чем разнороднее генеральная совокупность и чем большая точность требуется от получаемой информации, тем больше должна быть выборка.
Социологическое исследование проводится в несколько этапов:
1) Подготовка к исследованию, составление программы исследования;
2) Сбор первичной социологической информации;
3) Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;
4) Подготовка отчета по проделанному исследованию и формирование определенных выводов.
Программа имеет следующие разделы:
1) Методологический раздел программы – определяются методология и методы исследования, объект, предмет. Выдвигаются исходные гипотезы, уточняются понятия, которые используются, составляется организационный и технический план работы. В ходе постановки проблемы необходимо выдвинуть проблемную ситуацию. Это может быть, например, состояние неустойчивости группы, наличие противоречий, конфликтов, поиск наиболее эффективных путей развития. В соответствии с проблемной ситуацией разрабатывается модель ожидаемого решения проблемы.
объект исследования – это носитель проблемной ситуации, т.е. социальная группа, совокупность людей. Этот объект исследоваться должен быть четко обозначенным, ограничен временными рамками (т.е. изучается он в статике или в динамике), должен быть количественно определен.
2) Определение предмета исследования. Предметом являются особенности взаимоотношений в данной группе. Например, мотивация к работе, наличие конфликтов и т.д.
3) Выдвижение гипотезы исследования, т.е. научных предположений, которые задают направление всему исследованию. При выдвижении гипотез выдвигаются следующие требования: 1) они должны соответствовать исходным методологическим принципам; 2) учитывать выводы других исследований, факты, которые подтверждены были ранее; 3) быть доступной для проверки; 4) не иметь внутренних противоречий. Если гипотеза соответствует данным требованиям, в ходе исследования можно проверить ее достоверность.
После проведения исследования составляется отчет. Отчет должен соответствовать требованиям заказчика. Если особых требований нет, то необходимо разделить его на 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть обычно включает титульный лист, договор на проведение исследования, оглавление и краткую аннотацию.
В основной части исследования необходимо указать характеристики методологии исследования, обсуждение полученных результатов, указать существующие ограничения, написать выводы и рекомендации.
Такой раздел как ограничение исследования нужен по следующим причинам: при проведении исследовании и написании отчета не следует маскировать проблемы, которые возникли в ходе исследования. Необходимо указать влияние таких характеристик как недостаток времени, денежных, технических средств, недостаточная квалификация персонала и т.д.
Обычно помимо написания отчета устраивают устную презентацию для заказчика. В этом случае существует возможность обсудить полученные результаты.
Тема: социология права
Социология права – это наука о социальных условиях существования, действия , развития права в обществе.
Социология права появилась в конце 19 - начале 20 века с книги «Основы социологии права» 1913 г. Евгения Эрлиха. В 1956 г. в Парижском университете начали преподавать курс юридической социологии. В 1962 г. международная социологическая ассоциация учредила комитет по исследованиям в области права.
Несмотря на то, что наука существует более 100 лет вопрос о предмете, объекте, методе исследования остается дискуссионным. На этот счет существуют 3 точки зрения:
1) Данная наука является вспомогательной в рамках общей теории права;
2) Социология права находится в рамках общей теории социологии;
3) Социология права – это самостоятельная наука.
Отечественная современная социология права существует в нескольких формах:
1) Юридическая социология как вспомогательная в рамках юриспруденции. Это мнение преимущественно юристов.
2) Социология права как отрасль социологии. Это мнением преимущественно социологов.
3) Социология права как межпредметная отрасль исследования, возникшая на стыке юриспруденции и социологии.
Социология права рассматривает право как социальное образование. Она имеет дело с социальным конструированием правовой реальности. Она изучает те способы, при помощи которых право становится реальностью.
Социологию права интересует то, что мы называем правом в нашей повседневной жизни. Ее интересует все то, что возникает в правоотношениях, в правосознании под действием общества, т.е. она изучает живое право, без которого не может существовать не одно общество и которое в каждом обществе и даже в каждой социальной группе бывает свое, например, право мусульманского общества, право христианского общества.
Существуют такие понятия как «юридическое социальное» и «неюридическое социальное». Юридическое социальное сводится к правовым явлениям. Неюридическое к традициям, обычаям. За нарушение или несоблюдение и того и другого следуют определенные санкции, но в случае юридического социального санкции исполняются государственным органом, имеющим полномочие на насилие. В случае неюридического социального это могут быть неформальные санкции, т.е. насмешки, порицания и т.д.
В структуре социологии права можно выделить 2 уровня:
1) Микросоциология права – изучает непосредственные правоотношения в рамках определенных классов, групп людей. Например, правоотношения конкретного начальника и конкретного подчиненного.
2) Макросоциология права – изучает функционирование права, развитие права в масштабах общества на протяжении длительного периода времени. Например, советское право.
Социология права представляет собой совокупность нескольких узко специализированных отраслей познания и включает социологию конституционного права, социологию ГП, УП. Методы, которые использует социология права можно сгруппировать в 3 группы:
1) Общенаучные методы
2) Методы смежных наук
3) Методы социологии права
Социология права, являясь одной из наук о праве, тесно взаимосвязана с правоведческими дисциплинами, а именно общей теории права, философией права, социологической юриспруденцией, но существуют и определенные различия между социологией и правовыми дисциплинами. Юрист находится внутри системы права, активно действует, изменяет данную систему. Социолог находится вне этой системы, не может непосредственно изменять что-либо, он в большей степени наблюдает, формулирует предложения. Социолог стремится понять как действуют социальные и правовые нормы в обществе, каковы последствия внедрения данных норм.