ОрганизациЯ социологического исследования

Для лучшей и упорядоченной организации исследовательской деятельности, ее лучше подразделить на этапы.

На первом этапе необходимо с учетом интересов, возможностей и проблемности выбрать для себя направление будущего исследования и определиться с методологией работы.

Здесь можно выделить несколько последовательных задач:

Задача 1. Выявить (выделить, предложить) возможные направления социологических исследований в пенитенциарных учреждениях или УИС в целом. Отобрать для себя из них наиболее перспективную и удобную для проведения исследования.

Задача 2. Определить актуальность исследования (т.е. зачем стоит провести это исследование; какие вопросы (проблемы) оно помогло бы разрешить).

Задача 3. Подобрать методы и методики, с помощью которых можно провести выбранное исследование в условиях исправительного учреждения или другого учреждения УИС, или иследование конкретной социальной проблемы, существующей в целом во всей уголовно-исполнительной системе.

Примерные направлений, которые можно взять в качестве тематики исследования по «пенитенциарной социологии» (хотя конечно ими социальная проблематика УИС и вопросы возможные для рассмотрения далеко не исчерпываются, так что возможны иные альтернативные направления изысканий):

· Восприятие «преступления» и «наказания» в пространстве современной российской культуры.

· Адаптация заключенных к порядку и условиям, установленным в исправительном учреждении.

· Адаптация персонала к особенностям работы и условиям исправительных учреждений.

· Общественного мнения об УИС, его функционировании и местах заключения.

· Особенности социальной стратификации в среде осужденных.

· Факторы, определяющие вхождение в ту или иную страту и устанавливающие статус осужденного в неформальной иерархии.

· Нормы, регулирующие взаимоотношения между заключенными

· Соотнесение ценностных категорий осужденных с общепринятыми.

· Эффективность функционирования существующих формальных отношений в пенитенциарном учреждении.

· Основные социальные проблемы в УИС

На втором этапенеобходимо определиться с более узкими (частными) вопросами внутри выбранного исследовательского направления. Внутри темы выделяются направления, на которых необходимо акцентировать внимание*. (* Пояснение: Необходимо ставить перед собой вопросы: В чем суть проблемы (проблем)? Из-за чего она (они) возникли? Каковы общие тенденции? Какие есть возможные пути решения проблемы? Не повлечет ли разрешение проблемы данным способом возникновения новых проблем? и т.д.).

На основе намеченной проблематики можно приступать к составлению «опросного листа» анкеты (его первоначального варианта, так как в ходе работы над исследованием, опросный лист, скорее всего, будет корректироваться и дополняться).

При построении анкеты желательно придерживаться следующих правил:

1. В анкету необходимо включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Следует помнить, что анкеты, с помощью которых "экзаменуются" респонденты, отнимают у них время. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Единственный способ задать сжатые вопросы - это знать заранее, что именно нужно выяснить с помощью каждого из них.

2. Приступая к разработке анкеты, прежде всего, следует написать вступление. Во вступительной части необходимо разъяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальной информацией.

3. В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее, поскольку они не требуют от респондента длительных раздумий. Такие вопросы, как правило, предусматривают сходство ответов типа «весьма удовлетворен», «удовлетворен», «не удовлетворен», «совершенно не удовлетворен». Не следует увлекаться закрытыми вопросами, в которых предлагается ответ «да» или «нет». Очень осторожно следует обращаться с вариантами ответа типа «трудно сказать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибегнут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение.

4. Вопросы необходимо составлять так, чтобы они были доступными и конкретными. Слова должны быть простыми для интервьюера, произносящего их, и понятны для респондента. Желательно избегать технических и жаргонных терминов, которые не всегда понятны респондентам. Следует избегать сленговых и местных диалектизмов, которые по-разному воспринимаются респондентами.

5. Не следует формулировать предвзятых вопросов. Ведь главная задача - выяснить действительное мнение людей. Ответам на вопросы, поставленными так, что они могут повлиять на выбор ответа, трудно полностью доверять.

6. Не следует объединять два разных вопроса в один.

7. Задавать следует вопросы, охватывающие проблему целиком.

8. Анкету всегда необходимо апробировать. Разработанный опросник нужно показать своим коллегам и внимательно прислушиваться к их замечаниям и предложениям.

На третьем этапе, имея уже готовый опросный лист, можно приступать к непосредственному исследованию – сбору первичной информации по интересующим вопросам. В зависимости от исследуемой области для сбора первичной информации используются или методы наблюдения, опроса (беседы, анкетирования) и эксперимента, или методы анализа документов. Или сочетание всех обозначенных методов.

На четвертом этапе, полученная информация обобщатся, анализируется, делаются выводы и заключения.

Приложение 5.

Наши рекомендации