Организация социологического исследования

Под организацией социологического исследования понимается деятельность, обеспечивающая все необходимые условия для осуществления эффективного научного поиска.

Субъектом организации социологического исследования может выступать отдельный ученый или группа исследователей. Объектом организации должны выступать идеи и люди. В организации социологического исследования выделяют два аспекта: методологический и социальный.
Методологическая организация обеспечивает выработку и реализацию единого идейно-теоретического замысла исследования. Целью социальной организации является обеспечение эффективного взаимодействия исследователей в соответствии с единым идейно-теоретическим замыслом исследования и его программой.

Методологическая и социальная организация составляют единство, однако приоритет должен отдаваться методологической организации социологического исследования. Подбирать соответствующие кадры и формировать единый коллектив лучше всего тогда, когда сформулирован замысел исследования, определены научные задачи, когда ясно, куда и как направлять научный поиск.

Социологическое исследование включает в себя следующие основные компоненты.
1. Научная проблема, подлежащая изучению.
2. Объект исследования (для одной и той же научной проблемы могут быть выбраны различные объекты).
3. Предмет исследования (мыслительная конструкция, которую необходимо создать в ходе методологической организации исследования).
4. Познавательные задачи, решаемые в исследовании.
5. Гипотезы (основные и производные).
6. Методы исследования.
7. Этапы исследования.
8. Схема организации взаимодействия между участниками исследования.
9. Ожидаемые результаты исследования и формы их представления.

Конкретное социологическое исследование проводится с целью решения определенных социальных (в том числе научно-теоретических) проблем. В ходе исследования выявляются, обобщаются и анализируются необходимые социальные факты и на основании полученных данных формулируются выводы и рекомендации.

Социальный факт – это каким-то образом выявленный, зафиксированный, описанный фрагмент (состояние) социальной реальности. Этой реальностью может быть поведение индивида или социальной общности, продукты человеческой деятельности, факторы сознания, отражающие социальную реальность, вербальные действия людей (мнения, суждения, взгляды) и т. д.

Полномасштабное социологическое исследование состоит из трех основных этапов:

1. Подготовительный (теоретический и организационный).

2. Сбор конкретной социологической информации (социальных фактов).

3. Обработка и анализ социологической информации (формулирование выводов и рекомендаций).

Рассмотрим каждый из этих этапов.

1. Подготовительный (теоретический и организационный) этаппредполагает разработку программы исследования, в которой описываются предполагаемые организационные мероприятия и определяются методы и процедуры сбора и обработки социальных фактов. Но прежде чем начинать разработку программы, необходимо выявить и обосновать конкретную социальную проблему, которую в результате исследования необходимо решить.

Программа должна включать теоретико-методологический и научно-организационный разделы.

Теоретико-методологический раздел содержит детальное описание проблемной ситуации, цели и задачи исследования, уточненное описание объекта и предмета исследования, выдвинутые гипотезы, основные термины и понятия и их интерпритацию, определение исследуемой совокупности, описание методов сбора и обработки информации.

Научно-организационный раздел программы (рабочий план) включает обоснование всех организационно-технических мероприятий. Например, объем предстоящих исследований, сроки проведения исследования, необходимое техническое обеспечение, финансовые затраты и т. д.

2. Сбор конкретной социологической информации проводится теми методами, которые определены программой.

Основные методы сбора социологической информации:

1) Опрос: анкетный, почтовый (разновидность анкетного), телефонный, интервью.

2) Анализ письменных источников информации. В понятие «письменные источники» включаются как официальные документы (указы, постановления, отчеты, протоколы, текущая документация, данные статистики и т. д.), так и другие источники, например, периодическая печать, мемуары, личная переписка, программы телевидения и радио и др.

Наиболее распространенным и эффективным способом анализа письменных источников является метод контент-анализа. Сущность этого метода заключается в подсчете того, как представлены в некотором информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Например, сколько статей написано за год о спорте или о фактах насилия, сколько строк или газетных полос отдано на освещение той или иной проблемы.

3) Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем наблюдаемых социальных фактов (событий, явлений, условий и т. д.). Наблюдение бывает включенным – когда исследователь (наблюдающий) интегрируется в наблюдаемую социальную среду (становится членом организации, работником предприятия и т. д.), и невключенным – когда исследователь осуществляет наблюдение, не вмешиваясь в изучаемые события.

4) Социальный эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний. Например, возьмем две примерно равные по своим социальным параметрам группы. Одна из них – контрольная – будет функционировать в тех же условиях, в которых она находилась до эксперимента. Другая –экспериментальная – будет подвергаться определенным изменениям (например, изменится график работы, улучшится освещение цеха, вводится дополнительное стимулирование и т. д.). Методом сравнения двух групп можно выявить, каким образом вводимые изменения влияют на социальные параметры экспериментальной группы, на эффективность ее деятельности.

3. Обработка и анализ социологической информации, полученной в результате эмпирического исследования, проводятся методами, определенными программой исследования. Наиболее распространенные методы обработки социологической информации:

1) Качественные методы основаны на математических методах обработки социальных фактов и получения нового социального знания в конкретных цифровых выражениях. В этих методах широко применяются различные статические методы обработки и анализа социальной информации.

К качественным методам относится также корреляционный анализ. С его помощью изучаются статические зависимости между несколькими признаками.

2) Качественный анализ включает в себя методы выявления качественных характеристик социальных явлений. Например, шкала измерения, в которой имеются варианты ответов типа «очень нравится» или «не очень нравится», предполагает измерение и качественных характеристик объекта.

2.Виды исследований.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации ; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследованиерешает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступныхметодов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное исследование- более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследованиеставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.

Далее. Поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, `стыковать` информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению `поведения` тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.

3.Методология социального исследования.

Выборочный опрос. Он начинается с определения генеральной совокупности – группы людей, обладающих каким либо признаком, Мы выбрали генеральные совокупности женщин, осужденных за преступление, или безработных людей, состоящих на учёте в центре занятости. Затем социолог производит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет опрашивать. Выборка может быть случайной, как при опросе преступниц, или квотной, как при опросе людей, лишённых работы. В последнем случае квота для безработных, чей срок нахождения на учёте не превышает 3 месяцев, составляет 21%. Квота для безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 3 до 12 месяцев, составляет 33%. Квота для хронических безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 12 до 18 месяцев, составляет 46%. Такие большие квоты для хронических безработных мы считаем обоснованными, т.к. именно у хронических безработных проявляются не случайные, а закономерные причины для безработицы. Затеи нужно сформулировать вопросы анкеты. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию.

· Полевое исследование. Его проводит социолог, который фиксирует поступки людей в реальной жизни. Например, социолог фиксирует повышение производительности труда рабочих в бригаде по сравнению с работой без бригадного подряда. В бригаде на человека влияет общественное мнение и бригадир с помощью коэффициента трудового участия. Другим примером полевого исследования является социометрическое исследование, которое позволяет выяснить персоны лидеров класса и состав малых групп в классе, это исследование проводится путем суммирования ответов на вопросы анкеты, где каждому ученику предлагается назвать трёх друзей и трёх врагов из класса. Наше невключённое наблюдение за процессом приёма безработных людей у инспектора в центре занятости тоже является полевым исследованием.

· Скрытое наблюдение. Оно используется тогда, когда люди не желают отвечать на вопросы анкеты, ибо не хотят выглядеть слабыми и трусливыми. Например, существует гипотеза, что сообщения об актах террора на северном Кавказе вызывают отъезд отдыхающих и беженцев из этого региона. Страх людей за свою жизнь и имущество может выразиться в том, что возрастает количество проданных билетов, страховых полисов, проданного охотничьего оружия сразу после актов терроризма, наподобие захвата заложников в городе Будённовск.

· Метод исторического анализа. Его использовал Макс Вебер, когда пытался доказать, что протестантская этика способствовала возникновению капитализма в западной Европе, В результате работы в архивах он подсчитал количество частых призывов к обогащению, накопительству, упорному труду и деловому успеху в проповедях протестантских проповедников (Кальвина и др.). Затем он обнаружил, что буддисты и индуисты призывали к противоположному - к уходу от действительности. Социологи изучают такие документы как переписи населения, судебные протоколы, записи в церковных книгах, полицейские архивы. Например, социологу Дж. Руде хотел выяснить, кем были участники беспорядков во время Французской революции – «героями Франции» или «отбросами Франции». Торговцами и ремесленниками или профессиональными преступниками? Он изучил протоколы допросов задержанных во время беспорядков и подсчитал доли преступников, с одной стороны, и купцов с ремесленниками, с другой стороны. Оказалось, что большинство среди задержанных оказались купцами и ремесленниками, т.е. беспорядки устраивали «герои Франции», но осталось сомнение, что профессиональные преступники лучше умели скрываться от полиции. В нашем исследовании безработицы нам пришлось изучить содержание годовых и квартальных отчётов центра занятости с целью выяснить виды групп риска, т.е. групп потенциальных безработных, и доли предложенных вакансий для разных типов личности, чтобы выяснить, какой тип личности имеет преимущества в количестве предложенных вакансий на рынке труда.

· Эксперимент. Например, социолог хочет выяснить степень влияния на школьный класс информации об оценке учителя прошлогодними учениками. Для этого набирают два класса, одинаковых по всем формальным показателям (количество мальчиков и девочек, их возраст). Затем экспериментальному классу сообщают о негативной оценке учителя, а контрольному классу не сообщают об этой оценке. После часа занятий проводят опрос о том, понравился ли урок? Результаты двух опросов сравнивают.

Тема 3.Методы конкретного социологического исследования.

1.Методы эмпирического исследования.

Наблюдение- 1) целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого люди получают знания о внезапных сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов; 2) осуществление надзора за кем-, чем-нибудь.

Эксперимент- (проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Индукция- - метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам .

2.Преимущества и ограничения применения основных опросных методик:

Личное интервью - это наиболее распространенный метод сбора количественных данных в процессе. Метод личного интервью основан на непосредственном общении интервьюера с респондентом. Личное интервью проводится по структурированной анкете. Длительность личного интервью может варьировать от нескольких минут до полутора часов. Интервью до 15-20 минут могут проводится во множестве мест: в общественных местах, торгово-развлекательных центрах, магазинах, на улице. Длительные интервью обычно проводятся в заранее оговоренном месте - на дому или на работе у респондента, в офисе исследовательской компании. При этом зачастую необходимо заранее договариваться о проведении личного интервью с респондентом, то есть осуществлять пререкрут.

Наши рекомендации