Два типа социальной организации

1) Первый тип (эмерджентные группы) - группы возникающие в процессе интеграции - дифференциации - реинтегрaции на первой ступени.

2) Второй тип - группы, созданные для достижения конкретных целей.

Четыре типа ценностей

Блaу выделяет четыре типа ценностей:

1) Партикуляристские ценности, выполняющие функции интеграции и являющиеся основой солидарности в социальных группах.

2) Универсальные ценности, выполняющие функцию оценки различных, предоставляемых для обмена сущностей.

3) Легитимный авторитет, выполняющий функцию социального контроля по средствам распределения властных полномочий.

4) Оппозиционные ценности, придающие динамику социальным отношениям.


18. Символический интеракционизм. (Ч.Х. Кули, Д.Г. Мид, Г. Блумер).

Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Жизнь- это повседневное взаимодействие. Они считают, что личность и общество( «другие»)- это продукт коммуникации, ролевого взаимодействия (интеракция) между людьми. Общество- это сумма межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «другие».

Символический интеракционизм опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863-1931) и Чарлза Кули (1864-1929).которые разработали исходные принципы этого социологического направления. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот в 1937 г. учеником Дж. Мида Гербертом Блумером (1900- 1987).

Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

-люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

-сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;

-символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.

Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление ис­ходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий) и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи чело­века с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике. В основе символическогоинтеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Мидсчитал, что социальный мир человека и человечества формируется в результа­те процессов социальных взаимодействий, в которых решающую роль играет "символическое окружение".Центральным в учении Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия (так же как и у Ч. Кули — основателя интеракционизма).Интеракционизм (от англ. interaction — «взаимодействие») — методологический подход, объединяющий несколько различных направлений в общественных науках.

Последователи Мида — его соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. — представляют две школы символического интеракционизма — чикагскую и айовскую. Сторонники первой, изучая взаимодействие, делают акцент на процессуальной его стороне, представители второй — на стабильных символических структурах. Социальный процесс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.


19. Концепция постиндустриального общества. (Д. БеллО.Тоффлер, А. Турен).

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (лат. post — после и фр. industriel, от лат. industria — деятельность) — распространенное в современной политологии, социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Большинство существующих ныне концепций «постиндустриального общества» основано на анализе ситуации 5070 гг. XX в., когда стремление выразить сущность новой эпохи вылилось в целый калейдоскоп определений: «постбуржуазное общество» (Дж. Лихтхайм), «посткапиталистическое общество» (Р. Дарендорф), «постмодернистское общество» (А. Этциони), «постцивилизационное общество» (К. Боулдинг), «постэкономическое общество» (Г. Кан), «пострыночное общество» (С. Эйзенштадт), «постпротестантское общество» (С. Алстром), «постисторическое общество» (Р. Сейденберг), «постнефтяное общество» (Р.Барнет), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), а также «технетронное общество» (3. Бжезинский), «технологическое общество» (Ж. Элюль), «супериндустриальное общество» (Э. Тоффлер). Указанные определения выступают своего рода аналогами понятия «постиндустриальное общество», впервые предложенного в 1914 г. автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран А. Кумарасвами и использованного в 1922 г. теоретиком английского либерального социализма А. Пенти для обозначения идеального общества, в котором используется модель автономного производства для преодоления конфликтов индустриальной эпохи. В 1958 г. Д. Рисмен, анализируя послевоенное общество, реанимирует понятие «постиндустриальное общество», которое вслед за ним использует А. Турен в работе «Постиндустриальное общество» (1969). В наиболее полном виде концепция постиндустриального общества находит свое отражение в работе Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), где данная проблема рассматривается во всех ее проявлениях: от анализа истоков концепции до изучения политических и культурных процессов, сопровождающих становление нового общества. Согласно концепции Белла, человечество проходит в своем развитии не две стадии, а три — доиндустриальную (или традиционную), индустриальную и постиндустриальную, каждой из которых соответствуют определенный тип производства и уровень развития технологий — сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. По Беллу, данные стадии характеризуются специфическими формами социальной организации (церковь и армия — в аграрном обществе, корпорация — в индустриальном, университеты — в постиндустриальном), а также господствующей ролью определенного сословия (соответственно: священников и феодалов; промышленников и бизнесменов; ученых и профессиональных специалистов). Важнейшей характеристикой постиндустриального общества Белл считает стремительный рост производства услуг и объема накопленных человечеством знаний. Таким образом, для постиндустриальной стадии развития общества основными продуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями — информационные технологии.

20. Становление и развитие социологии в России.

Становление и эволюция социологии России были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, масштабностью, обычаями, традициями, и пр.

Интерес к человеку в обществе, к совместной участи людей, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов,) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей – философов, историков).

В основе российской социологической мысли есть как идеологизированные, так и академические наработки. Первые были связаны с революционной традицией России, вторые – непосредственно с наукой. Отечественная социологическая мысль не была лишена социальных утопий. Так, в XIX – начале ХХ вв. с утопиями выступали представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.).

Отечественная социологическая мысль была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию. Тем не менее, российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в. Она напрямую зависела от социально-политических условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20—60-е гг. и 70– 80-е гг. XX в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности.

Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека. Наибольшую известность получили:

1) теория о «культурно-исторических типах» Н. Данилевского. По его мнению, цивилизации развиваются наподобие биологических организмов;

2) субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;

3) географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса;

4) учение о социальном прогрессе М. Ковалевского – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями;

5) теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина;

6) позитивистские воззрения русского социолога Е. Роберти – последователя О. Конта.

В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX в. испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

Первое десятилетие (1918–1928 гг.) было временем признания социологии новой властью и периодом ее определенного подъема: осуществлялась институализация науки. Создавались кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыты Социологический институт (1919 г.) и первый в России

факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.). Была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 1930-е гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 1960-х гг. Социология была одной из первых наук, ставших жертвой сталинского режима. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели», да и то под прикрытием экономической и философской наук. Социологические эмпирические исследования получили «право гражданства», однако признавались только те результаты, которые не шли вразрез с «политикой партии» и содержали позитивный аспект социального развития страны, в то время как тревожные сигналы о состоянии советского общества игнорировались и даже осуждались.

В 1970—1980-е гг. отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой – всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Но организационное становление социологии продолжалось. В 1968 г. был создан Институт социологических исследований, в 1988 г. – Институт социологии АН, появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов. Стали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 г., выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е гг. XIX в. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне – была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.


21. Социальное действие и его структура.

Действие — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Социа́льное де́йствие — «действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него».
Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер.

Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение.

Итак, социальные действия - это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Уже М.Вебер подчеркивал, что не все действия людей представляют собой социальные действия, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. По этому поводу в своей работе "Основные социологические понятия" он писал: "Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. "Другие" могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей". Таким образом, по М.Веберу, социальное действие представляет собой синтез двух необходимых моментов: а) субъективная мотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем) других.

Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы :

- субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;

- объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

- средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;

- результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: "поведение" и "действие". Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения.
Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков, связанные с выбором средств и направленные на достижение определенной цели - изменение поведения, установок или мнений других индивидов или групп. При этом социальные действия направлены на такое изменение чужого поведения и установок, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Социальное действие, по мнению М.Вебера, занимает центральное место в содержании социологии как науки. Он пишет: "Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально56 объяснить его процесс и воздействие". М.Вебер, в зависимости от степени участия сознательных, рациональных элементов в социальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие. Для целерационального действия характерно ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффективны. При этом им заранее анализируются все возможные положительные и отрицательные, ответные реакции со стороны объекта воздействия, находится разумное сочетание личной цели и социальной. "Целерационально действует тот индивид, - отмечает М.Вебер, - чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результа


22. Социальное взаимодействие, социальные связи, отношения, процессы.

Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;

оно ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

оно выражает субъективные намерения участников.

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

-участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;

-участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.
Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
-физическое;
-вербальное, или словесное;
-невербальное (мимика, жесты);
-мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
-экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
-политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
-демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
-семейно-родственная;
-территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:
-кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
-конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
-конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
-
обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);

-обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;

-обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).


23. Социальный конфликт: причины возникновения, стадии протекания, виды и способы разрешения.

Социальный конфликт- противостояние сторон по поводу распределение ресурсов, ценностей, власти, столкновение потребностей, интересов, целей, мнений, взглядов людей.

Причины возникновения:

1) Экономическое и социальное неравноправие

2) Разный социальный статус

3) Идеологические причины

4) Ценностные ориентации

5) Производственные причины

Стадии протекания:

1) Предконфликтная стадия

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

2) Протекание конфликта

Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на.рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

3) Разрешение конфликта

Разрешение конфликта, осуществляется путём изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменениям субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальную расшивку конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями.

Виды:

1. Межличностный

2. Групповой

3. Межгрупповой

4. Конфликт принадлежности

5. Конфликт с внешней средой

Способы разрешения:

1.Избегать встреч

2. Переговоры- коммуникация между сторонами для достижения соглашения относительно предмета переговоров.

3. Откладывание

4. Компромисс- разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.

5. Посредничество- использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

6. Арбитраж-обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

7. Приспособление -отказ от борьбы, от своих интересов

8. Сотрудничество- совместные действия, деятельность

9.Соперничество- такой тип социального взаимодействия, при котором достижение цели одним индивидом и/или группой затрудняет или исключает осуществление своих целей другими участниками.


24. Общество как социальная система. Типы общества.

Социальная система- совокупность социальных элементов находящихся во взаимосвязи и взаимодействие друг с другом.

Социальный элемент - неделимый компонент социальной системы при данном способе рассмотрения.

Социальная структура – совокупность устойчивых социальных связей между социальными элементами, социальной системы.

Типы социальной структуры:

1. Глобальные социальные структуры

2. Структуры отношений между областями

Признаки общества:

1. Универсальность

2.Устойчивость

3.Интегрирование

4. Автономность

5. Самовоспроизводство

Типы общества:

1. Наличие письменности:

Бесписьменные и письменные

2. Способ производства:

1) Первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) Рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

3) Феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

4) Буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

5)Коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.


25. Культура. Функции и виды культуры. Субкультура.

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

ФУНКЦИИ

· Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

· Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

· Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

· Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

· Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

· Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

· Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

· Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

· Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

· социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

· организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

· обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

· регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

ВИДЫ КУЛЬТУР

· Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, быта. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды на

Наши рекомендации