Программа социологического исследования, ее структура и функции

социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.

В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

· методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

· методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

· организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.

Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

2. определение цели и задач исследования

3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

4. формулировка рабочей гипотезы

5. определение стратегического плана исследования

6. составление плана выборки

7. описание методов сбора данных

8. описание схемы анализа данных

Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.

76. Выборочный метод в социологии. Разновидности выборки.

Сущность выборочного метода заключается в том, что на основе изучения некоторой части сравнимых по избранным параметрам объектов (в социологии это называется выборочной совокупностью) можно сделать неполное, но правильное умозаключение о всей совокупности исследуемых объектов (генеральной совокупности). Не случайно среди социологов популярен афоризм о том, что выборка есть прикладная философия социологии. Качество выборки - важнейший критерий точности и качества всего социологического исследования. Только корректная организация выборки в социологических исследованиях дает возможность получить правильное и точное социологическое знание.Выборочный метод занимает в социологии особое место.

.Ошибки при организации выборки принципиально неизбежны.Целесообразно всякий раз подсчитывать полученную ошибку репрезентативности, чтобы читатель представлял себе границы точности и правильно интерпретировал полученные результаты.На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.
Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы.
Метод стихийной выборки– обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяютметод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.
Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным.

77. Сравнительный анализ методов сбора первичной социальной информации.

Можно выделить методы, которые социология заимствовала у других наук, и собственно социологические методы, появившиеся уже в рамках самой социологической науки.

Первыми научными методами, используемыми социологами, стали методы, ранее применяемые естественными науками- физикой, химией, биологией. Их предложили использовать, как было сказано выше, основатели социологической науки Г. Спенсер и О. Конт. Это методы наблюдения, эксперимента и сравнительный метод.

Помимо количественных методов, основанных на математических приёмах, социологи применяют так называемые качественные методы, наиболее распространённым из которых является метод фокус-групп.Качественные методы, в отличие от количественных, охватывают небольшие совокупности людей и обращают большее внимание не на измерение тех или иных показателей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.

Количественные методы. Метод опроса. Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос. Специфика метода опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации служит человек (респондент) − непосредственный участник социальных процессов и явлений.

Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения, и это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Однако в социологии выработано значительное количество методических требований и процедур, позволяющих преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность этой формы сбора социологической информации.

Можно назвать некоторые правила проведения прессового опроса.

1. Нельзя печатать анкету в газете или журнале на тех страницах, оборотная сторона которых содержит предположительно интересный материал и может быть оставлена в домашнем архиве.

2. Анкета не должна содержать более 20 вопросов : (включая паспорт) и 60-70 вариантов ответов.

3. Не следует проводить опросы в то время, когда внимание на­селения приковано к важным событиям общественной жизни.

4. Целесообразно использовать временные интервалы: месяцы – январь-апрель, октябрь-декабрь (учитывая летние отпуска), недели - первая и третья каждого месяца, дни – вторник-четверг (для повторной публикации анкеты целесообразно использовать воскресный номер). Это правило не распространяется на журналы и еженедельные газеты.

5. При оформлении анкеты необходимо использовать фото, рисунки, графические заставки.

6. Необходимо использовать различный типографский шрифт, чтобы отделить вопросы от вариантов ответов.

Метод интервью в практике социологических исследований в России применяется реже, чем различные формы анкетирования. Это обусловлено, прежде всего, недостаточно развитой сетью интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в анкете вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным респондентом и фиксирует ответы согласно инструкции.

Метод наблюдения. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. В отличие от обыденного научное наблюдениеотличается тем, что:

1) оно подчинено ясным целям и задачам;

2) планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре;

3) все данные фиксируются в протоколах (или бланках) наблюдения;

4) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или перспективных суждениях индивидов. Другим важным преимуществом метода наблюдения является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания или умения обследуемых отвечать на вопросы.

Метод эксперимента. Эксперимент предполагает создание определённой ситуации, условий для группы обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действия этих условий. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы(или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить изменения интересующих исследователя характеристик, их направление, величину и устойчивость.

В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем «сценарию».Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий. Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся самим исследователем.

Такие характеристики называются факторными.Характеристики, которые не участвуют в эксперименте, называются нейтральными,их судьба не волнует исследователя, независимо от того, изменяются ли они или нет. В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по логической структуре доказательства гипотез и по характеру экспериментальной ситуации. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.

Линейный экспериментотличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся одновременно контрольной (имеется в виду ее первоначальное состояние) и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определённого, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном экспериментеодновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические характеристики). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной - изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

Качественные методы. Фокус – группы. Различные виды опросов относятся к количественным методам сбора социологической информации, поскольку охватывают большие группы населения, социологи используют при этом математические и статистические методы и приёмы. К количественным методам относят также и метод контент-анализа. Помимо количественных, существуют качественные методы сбора информации, в частности метод фокус-группы.

Качественное исследование − определённый тип исследования, который предполагает использование специальной техники получения глубинных ответов: о чём думают люди и как они себя при этом чувствуют. Такое исследование даёт возможность глубоко понять и изучить установки, верования, причины поведения людей.

Качественное исследование преследует своей целью получить ответ на вопрос «почему», в то время как количественное исследование отвечает на вопрос «как много»и «как часто».Качественное исследование в большей степени интерпретационное (объяснительное), нежели описательное. Для его проведения достаточно небольшого количества респондентов, его выборка не должна базироваться на теории вероятности и статистики.

Фокус-группа является наиболее распространенной техникой качественного исследования. Традиционно состав участников фокус-группы колеблется от 8 до 10 человек,но существует тенденция в сторону уменьшения группы до 5-7 человек. Обсуждение в группах, меньших по размеру, позволяет получить более информативные ответы каждого из участников. Часто такие группы более сплоченные, особенно если респондентами являются профессионалы, например группа из лидеров партий либо социальных работников.


Наши рекомендации