Программа социологического исследования: структура и этапы.

Программа социологического исследования. В программе исследования излагается общая концепция (теоретико-методологические предпосылки), формулируются цели и основные гипотезы, а также логическая последовательность операций и процедур. Программа состоит из двух разделов: 1) методологического (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования); 2) методического (определение обследуемой совокупности, выборка, характеристика методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее математической обработки, анализ информации).

Общая структура конкретного социологического исследования включает в себя определенные фазы, этапы и процедуры. В классическом эмпирическом социологическом исследовании выделяют четыре основных этапа, каждый из которых состоит из совокупности специальных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования, определение целей и плана); 2) сбор первичной социологической информации (выписки из документов, результаты опросов, наблюдение и т.д.); 3) подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, обработка и анализ данных; 4) завершающий (формирование выводов

Основные этапы социологического исследования. В социологии принято выделять следующие основные этапы эмпирического исследования: 1) проблемно-поисковый - выявление и предварительный анализ социальной проблемы, поиск информации для формулирования гипотезы; 2) аналитический (описательный) - иллюстративное доказательство описательной гипотезы; 3)экспериментальный (объяснительный) - доказательство гипотезы, предполагающее выявление причинных зависимостей с помощью различных социологических методов; 4) конструктивно-практический (проектный) - создание проекта, практических рекомендаций по совершенствованию объекта исследования с помощью доказанной гипотезы с использованием методов прогнозирования и социальных технологий.6. Метод наблюдения: определение, виды, специфика. Основные достоинства и недостатки. Наблюдение в медицине.

Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта.Разновидности обсервационного метода определяются целями, объектом, ситуацией исследования. Обычно различают следующие виды наблюдения:

1. Объективное – самонаблюдение.

2. Полевое – лабораторное.

3. Индивидуальное – коллективное.

4. Случайное – преднамеренное.

5. Систематическое – несистематическое.

6. Полное – неполное.

7. Сплошное – выборочное.

8. Констатирующее – оценивающее.

9. Стандартизированное – нестандартизированное.

10.Открытое – скрытое.

11. Включенное – не включенное.

12. Прямое – косвенное.

13. Спровоцированное – неспровоцированное.

Полевое{естественное) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

Лабораторное(экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях.

Систематическое– это преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.

Несистематическое– это нестрогое наблюдение без определенного плана

Полное – наблюдение, при котором охватывается и фиксируется максимум доступной наблюдателю информации.

Неполное– наблюдение, при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже на минимальное) число параметров ситуации и поведения наблюдаемых.

Сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва.

Выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению.

Констатирующее– наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению .

Оценивающее – наблюдение, сопровождаемое вынесением наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов.

Стандартизированное – наблюдение, осуществляемое по заранее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.

Не стандартизированное – нерегламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме.

Открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.

Скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.

Включенное– наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри.

Не включенное– наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения.

Прямое (непосредственное)– наблюдение, проводимое непосредственно самим наблюдателем.

Косвенное (опосредованное)– наблюдение, проводимое через посредников.

Спровоцированное – наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки.

Неспровоцированное – наблюдение, процедура которого не предусматривает специального провоцирующего влияния на ход наблюдаемых событий.

Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достaточно полные сведения. В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия. Оно дает более глубокий, но менее репрезентативный материал, чем анкетирование.

Метод наблюдения

Достоинства Недостатки
1. Не зависит от желания объекта к сотрудничеству и его коммуникационных способностей 1. Низкая репрезентативность, так как: – изучается поведение в определенных условиях малой группы людей; – невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки
2. Высокая объективность, так как: – фиксируется реальное поведение или события, нет зависимости от возможностей памяти или компетенции респондентов; – снижается вероятность искажения информации в силу влияния исследователя или желания респондента представить социально приемлемые ответы, избежать смущения или понравиться наблюдателю из-за отсутствия взаимодействия между ними 2. Субъективность восприятия наблюдаемых событий из-за: – возникновения чувства усталости у наблюдателя через какой-то промежуток времени; – селективного отбора объектов наблюдения (при личном наблюдении исследователь из общей массы выбирает какие-то отдельные объекты); – наблюдатель может воспринимать определенные жесты или мимику неверно под влиянием собственного видения ситуации или мировоззрения; – существует вероятность смешивания исследователем результатов наблюдения и выводов при неструктурированном наблюдении
3. Возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине) в естественных условиях 3. Люди, знающие о наблюдении, могут изменить свое поведение (эффект наблюдения)
4. Фиксируется реальное поведение, а не прошлая история или будущие намерения (прямое регистрирование событий) 4. События, за которыми осуществляется наблюдение, могут происходить редко, а некоторые действия, факторы невозможно наблюдать из-за их личной природы
5. Возможность учета окружающей ситуации, особенно при проведении наблюдения с помощью механических устройств 5. Можно наблюдать только финальные действия объектов, а не интересы, мотивы или отношения, повлиявшие на эти действия
в медицине наблюдение используется для отслеживания состояния пациента, работы сотрудников медицинской организации.

Наши рекомендации